Франчайзинг: сущность и порядок отражения в учёте

Франчайзинг: сущность и порядок отражения в учёте

Франчайзинг: сущность и порядок отражения в учёте

В статье исследованы теоретические аспекты франчайзинговых операций, определены преимущества и недостатки для участников договора франчайзинга. Проанализированы подходы ученых к методики отражения франчайзинга в учете. Обсудим франчайзинг: сущность и порядок отражения его в учёте.

В современных условиях развития отечественной экономики субъекту малого предпринимательства достаточно сложно начать новый бизнес, что обусловлено рядом проблем и сложностей: недостаточность ресурсов для проведения комплексных маркетинговых исследований, ограниченность знаний и опыта, постоянный рост конкуренции и др. В таких условиях одним из возможных вариантов создания и развития собственного бизнеса является использование франчайзинга.

Несмотря на большое количество фундаментальных исследований различных аспектов франчайзинговых операций и их отражение в учете, не достаточно раскрытыми остаются вопросы раскрытия методики учета франшизы и роялти, обусловливает необходимость дальнейшего развития данных вопросов.

Цель статьи заключается в исследовании сущности понятия франчайзинг, а также анализе существующих подходов к отображению франчайзинга в учете

С учетом тенденций мировой экономики в последнее время и на отечественном рынке все большее развитие получает такой способ ведения бизнеса, как франчайзинг. Впрочем, данное понятие является достаточно новым для отечественной экономики и недостаточно урегулированным законодательно. Так, отечественным законодательством понятие «франчайзинг» еще не используется вообще.

Из приведенных определений можно утверждать, что в соглашении франчайзинга участвуют два субъекта: франчайзер и франчайзи, а объектом франчайзинга есть права интеллектуальной собственности, которые передаются франчайзи на платных условиях.

Как правило, договор франчайзинга предусматривает предоставление разрешения на использование товарного знака в комплексе с передачей коммерческих и промышленных секретов. Таким образом, с точки зрения договорных отношений франчайзер — это компания, которая предоставляет лицензию на использование своего товарного знака и ноу-хау, а франчайзи — это компания, которая получает помощь в организации ведения бизнеса и платит франчайзеру сервисную плату (роялти) за пользование товарным знаком, ноу-хау и коммерческим опытом франчайзера.

Предметом договора франчайзинга является продажа франчайзингового пакета (франшизы), что включает в себя торговые знаки, обучение персонала, передачу опыта организации производства и финансов, консалтинг и др. Вознаграждение франчайзера (роялти) определяется в зависимости от общей суммы продаж, и с учетом положений договора франчайзинга.

Обычно выделяют три основных типа франчайзинга:

— Производственный, который предусматривает поставку франчайзером главных элементов или комплектующих для производства зоопродукции, реализуемой затем под фирменным названием (товарным знаком) головной компании франчайзера;

— Торговый, что представляет собой организацию бизнеса, при которой франчайзи покупает у известного производителя право на продажу ее зоотоваров с ее торговой маркой;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Основное о наружной рекламе зоомагазина

— Лицензионный, суть его в том, что франчайзер заинтересован в продвижении своего зоотоварного знака, выдает франчайзиату лицензию на право открытия зоомагазинов, киосков или целых групп зоомагазинов для продажи покупателям набора зоопродуктов и зооуслуг под именем франчайзера.

287

Последний вид франчайзинга наиболее распространенным, ведь имеет комплексный характер, предоставляет ряд преимуществ как франчайзеру, так и франчайзи:

— Позволяет увеличить количество зооторговых точек (производств), распространяющих (предоставляют) услуги;
— Расширение дела не требует больших собственных капиталов;
— Расширяет источники доходов за счет усилий франчайзи;
— Снижает уровень издержек производства и возвращения на единицу зоотовара, ведь франчайзи сам покрывает расходы на содержание своего предприятия;
— Право франчайзиата использовать торговую марку согласно франчайза защищены методом патентования торговой марки
— Сложность контролировать франчайзиату, поскольку они не являются наемными работниками;
— Риск ухудшения деловой репутации за плохой работы франчайзи;
— Вероятность искажения отчетов о результатах деятельности, подают франчайзи;
— При возникновении противоречий франчайзер не может заменить франчайзи
— Возможность стать самостоятельным предпринимателем;
— Возможность вести бизнес под признанным торговым знаком;
— Возможность продавать зоопродукт и предоставлять зооуслуги на зоорынках, которые недоступны для данной фирмы;
— Возможность получать помощь от франчайзера по благоустройству торговых точек, подготовке торгового персонала к работе;
— Ограниченность самостоятельности решений и самовыражения;
— Риск для франчайзи пострадать при ухудшении репутации фирмы франчайзера;
— Большие затраты на услуги франчайзера;
— Опасность, что фирма франчайзера обанкротится.

445

Несмотря на определенные риски и ограниченность условий франчайзинга договору, франчайзинг имеет много преимуществ для обеих сторон участников, поэтому получил достаточно широкое распространение. Однако, не все аспекты использования франчайзинга является урегулированными законодательно, что приводит к сложностям практического отображения франчайзинга в налоговом и бухгалтерском учете. Такая ситуация обусловливает интерес как ученых так и практиков к учетным вопросам франчайзинга. При этом целесообразно отметить, что в зависимости от вида, условий договора и других факторов, франчайзинг имеет в каждой индивидуальной ситуации свои особенности, поэтому методики отражения данных операций в учете могут отличаться.

Об учете операций у франчайзера, то большинство ученых используют единый подход, предусматривающий учет затрат на создание нематериального актива с использованием «Приобретение (создание) нематериальных активов». После завершения капитализации расходов происходит включение вновь объекта интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов. При заключении договора франчайзинга используется «Доходы будущих периодов».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Сущность мерчандайзинга как инструмента удержания покупателя

Учёные предлагают методику учетной отображения отношений франчайзера и франчайзи рассматривать в следующих взаимосвязанных аспектах:

— Место договора франчайзинга как отдельного объекта учета в системе управления;
— Учет оприходования франшизы;
— Учет начисления и уплаты паушального взноса и периодической части роялти;
— Учет взаиморасчетов, возникающие в процессе передачи франчайзером оборудования, ноу-хау, интеллектуальной собственности и т.п. франчайзи;
— Учет гудвилла;
— Признание и списание затрат, связанных с уплатой роялти и др. расходов, связанных с франчайзингом;
— Учет налога на прибыль и НДС, возникающие в процессе осуществления операций в системе франчайзинговых взаимоотношений.

Professional woman sitting at workdesk with laptop

Professional woman sitting at workdesk with laptop

Отдельного внимания требует вопрос отображения франчайзинга в учете у франчайзи, ведь среди ученых не имеет единого подхода к отражению таких операций

Так, некоторые ученые предлагают отражать оприходования франшизы с использованием «Прочие нематериальные активы». Но целесообразность использования такого подхода вызывает сомнения, ведь франчайзи не получает исключительного права на использование торгового знака (ноу-хау, торговой марки, или иного объекта интеллектуальной собственности) франчайзера. Поэтому включать его в состав нематериальных активов с последующим отражением амортизации по нашему мнению не целесообразно.

Учёные исследуя учет операций у франчайзи, утверждают, что франшиза входит в состав нематериальных активов, поскольку франчайзинговый пакет обладает основными качествами, присущими нематериальным активам, поэтому предлагают отражать франшизу на счете «Нематериальные активы». При этом амортизационные отчисления согласно предложенной авторами методики отражаются в составе производственных затрат. Впрочем, по нашему мнению, стоимость роялти не уместно относить в состав производственной себестоимости, ведь они не могут быть включены к конкретному объекту расходов.

452

Другие ученые предлагают отражать все операционные расходы франчайзи на счете «Расходы на сбыт». Целесообразность использования данного счета обусловлено тем, что использование франчайзинга прежде всего призвано увеличить объемы реализации продукции. Поэтому мы согласны с мнением авторов, предлагающих отражать расходы операционной деятельности в франчайзи в составе расходов на сбыт.

Таким образом, несмотря на достаточно большое количество публикаций, посвященных различным аспектам франчайзинга, многие вопросы до сих пор остаются проблемными. В первую очередь требует совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию операций франчайзинга. Требует согласования методика отображения франчайзинга в бухгалтерском и налоговом учете в части учета франщизы и роялти, документирования данных операций и отражения франчайзинга в финансовой отчетности. Решение указанных проблем обусловливает необходимость дальнейшего развития исследований в направлении учетных аспектов франчайзинга.

Похожее ...

Добавить комментарий