Экологические инновации как элемент инновационной составляющей экономической безопасности страны

Экологические инновации как элемент инновационной составляющей экономической безопасности страны

Экологические инновации как элемент инновационной составляющей экономической безопасности страны

Трансформационные преобразования в экономике страны ставят новые требования к системе экономической безопасности государства. Которая должна учитывать динамические изменения в окружающей среде, при этом ориентироваться на имеющийся технологический уклад. Решить такую ​​задачу невозможно без активного внедрения на национальном уровне экологических инноваций (это могут быть как технологии, так и стратегии, режимы, модели развития, механизмы сотрудничества, экономические и финансовые инструменты). Актуальность проблемы заключается в необходимости выделения экологических инноваций в качестве элемента инновационной составляющей экономической безопасности страны. Их значение для обеспечения надлежащего уровня экономической безопасности государства. Обсудим экологические инновации как элемент инновационной составляющей экономической безопасности страны.

Несмотря на значительный вклад известных экономистов, в исследование вопросов организационно-экономического механизма управления процессами инновационного развития на основе формирования рынка экологических инноваций. А также в исследования экономико-экологических основ регионального природопользования и развития, актуальность вопроса разработки теоретических основ формирования и функционирования рынка технологий экоинноваций чрезвычайно высока. Усилиями многих ученых разработаны экономические, правовые и институциональные основы экономической безопасности государства. Определены основные принципы и направления совершенствования системы создания экономической безопасности. Разработана теория устойчивости в условиях глобализации и инновационного типа экономического развития.

В трудах отечественных ученых достаточно глубоко исследованы необходимость, причины, функции и планирование экономической безопасности в условиях трансформационных процессов, дальнейшего развития получила теория экономических рисков. А также теория антикризисного управления, разработаны общие подходы к анализу и оценке функциональных составляющих.

1000158

Несмотря на достаточно широкий спектр исследований по современным проблемам и мероприятий по обеспечению экономической безопасности, все они, в основном, имеют общенаучный методологический характер. Вне поля зрения большинства работ остались вопросы по внедрению экологических инноваций, выделение их места в качестве элемента инновационной составляющей экономической безопасности. Их значение для обеспечения надлежащего уровня экономической безопасности государства. Важным становится системная разработка стратегии и тактики. Выделения главных факторов и источников угроз экономическим интересам государства. Принципы механизма создания и управления экономической безопасностью при инновационно-направленного развития экономики, места в данном процессе экологических инноваций.

Одним из стратегических ориентиров сегодняшней экономики должно стать системное внедрение экологических инноваций

Недостаточное внимание к роли и места экологических инноваций, как одного из элементов инновационной составляющей экономической безопасности государства. Это приводит к неадекватной реакции отдельных субъектов хозяйствования на опасности и угрозы, возникающие в современной экономической среде. Как следствие, отдельные их решения оказываются ошибочными, особенно по адаптации к экзо-эндогенного среды, использования технологий, реакции на факторы воздействия и т.д.. Все это способствует возникновению значительных экологических угроз, ограниченности и потере потенциальных возможностей природопользования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Экономическое содержание понятия «товарно-производственные запасы»

Экономическая безопасность государства — это комплексное понятие, включающее в себя взаимосогласованность понятийного аппарата экономической безопасности (угроз, убытков и стратегий безопасности) с главной целью экономической безопасности. В соответствии которой сформированы основные функциональные цели экономической безопасности государства. Главная и функциональные цели обусловливают формирование необходимых структурообразующих элементов и общей схемы обеспечения системы безопасности. Результаты функционирования всей системы экономической безопасности государства зависят и определяются результатами (количественными и качественными) функционирования всех функциональных составляющих подсистем. Есть, система экономической безопасности государства рассматривается как комбинация более простых подсистем (финансовая, интеллектуально-кадровая, информационная, инновационная и др.). Такая трактовка, по мнению большинства исследователей, не противоречащей одном из подходов к системному анализу, т.е. определить параметры системы, рассматриваемой через параметры других подсистем, с целью получения комплексной логической модели.

1000157

Предлагается рассматривать систему экономической безопасности государства как таковую, в состав которой входит инновационная составляющая. В условиях экологического кризиса важным становится, в соответствии с выбранным страной вектора развития. Переход отечественной экономики на путь устойчивого экологически ориентированного инновационного развития в русле концепции инновационного опережение. В этом направлении экологические инновации призваны воспроизводить равновесие, сбалансированность в экоэволюции общества и природы. Однако общее состояние экономики и экологии до сих пор не соответствует ожидаемым результатам. Такое положение обусловлено комплексом проблем, которые возникают на разных уровнях управления экономикой. Нерешенными остаются вопросы финансирования, высокая стоимость приобретения (в основном, за рубежом) или самостоятельных разработок технологий экологических инноваций. А также недостаточная поддержка со стороны государства, несовершенство институтов рынка экологических услуг, отсутствие действенного механизма обеспечения экологизации продукции и технологий.

Для оживления инновационного процесса в природопользовании необходимо осуществлять активную инновационную деятельность

Направленную на получение конкретного результата, нужного рынка, — инновационной разработки. Однако, сам результат является необходимым, но не достаточным условием инновационного развития: инновация должна проходить стадию внедрения — использование ее участником инновационного процесса благодаря коммерциализации.

Коммерциализация инновационных разработок в природопользовании в зависимости от стадий ее жизненного цикла требует привлечения соответствующих ресурсов, недостаток которых не только тормозит инновационный процесс, но и существенно влияет на его результативность и эффективность. Осуществление процесса коммерциализации требует специфических знаний, недостаток которых является одной из основных проблем инновационной деятельности в природопользовании. Решение проблемы возможно за счет привлечения интеллектуальных ресурсов, сконцентрированных в профильных высших учебных заведениях, специальных научно-исследовательских учреждениях, обусловливает необходимость поиска действенных экономико правовых форм и механизмов коммерциализации инновационных разработок в природопользовании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Методология исследование эффективности промышленного производства

1000156

Внедрение инновационных перспективных направлений составляет только 3% в структуре мирового экологического рынка. Данный сектор представлен энергосберегающими технологиями, новыми подходами к развитию пищевой индустрии, альтернативными разработками топлива в сфере транспортного сектора, энергетика и др. В сфере управления инновационной деятельностью в природопользовании появляются новейшие подходы, методы, инструменты. В состав наиболее применяемых относятся такие управленческие инструменты, как концепция экоэфективности, модель «чистое производство», международные стандарты экоменеджмента и аудита (ISO 14000, EMAS), методы повышения ресурсной производительности на основе концепции MIPS. А так же новый системный экологический дизайн и специальная экомаркировка продукции, которые обеспечивают высокий уровень экологической безопасности производства, продукции и услуг при одновременном укреплении конкурентных позиций бизнеса.

Применение подобных современных инструментов в стране носит весьма ограниченный характер

Часто локализованы в пределах отдельных регионов — участников международных проектов, или сконцентрировано на экспортно-ориентировано предприятиях. При этом не имеет соответствующего влияния на приемлемые технико-технологические и организационно-управленческие подходы.

Процесс формирования национального рынка экологических услуг характеризуется последовательностью долговременных преобразований эколого-экономической системы. Что объясняется сложностью и противоречивостью, а иногда и борьбой процессов, происходящих в рождающихся и старых экономических и экологических отношениях. Преодоление противоречий между экономическим ростом (в русле концепции инновационного прорыва) и обеспечением экологической безопасности (в русле концепции экологически сбалансированного устойчивого развития) возможно лишь при условии создания и внедрения экологических инноваций для повышения уровня экономической безопасности государства.

1000155

Экологические инновации является важным элементом в инновационной составляющей экономической безопасности страны

Однако, требует решения проблема определения структуры рынка технологий экоинноваций, подчиненность элементов, характер взаимоотношений. Которые складываются между субъектом и государственными органами власти разных уровней. С оптимальным учетом интересов и потребностей всех субъектов на принципиальных основах формирования и функционирования рынка технологий экоинноваций в рамках обеспечения экономической безопасности страны.

Конкретно речь идет о решении ряда насущных вопросов:

1) создание системы институтов, в рамках реформирования административно территориального устройства страны. Способной противостоять «провалам рынка» (то есть, неспособности рынка без вмешательства государства обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов) в сфере экологических инноваций и экологизации товаров и услуг;

2) устранение «институциональных провалов», то есть формирование отсутствующих, однако необходимых сегментов рынка;

3) развитие экономической (энергетика, транспорт, другие коммуникации) и социальной инфраструктуры.

Учесть указанные аспекты позволяет система государственного стимулирования инновационных разработок в природопользовании. Внедрение которой требует выделения основных проблемных аспектов формирования рынка технологий екоинноваций, разработки научных основ, формирование теоретического базиса и соответствующего организационно-методического обеспечения.

Похожее ...

Добавить комментарий