Экономические аспекты внедрения категорийного менеджмента в зообизнесе

Экономические аспекты внедрения категорийного менеджмента в зообизнесе

Экономические аспекты внедрения категорийного менеджмента в зообизнесе

Рациональное и полезное использование информационных ресурсов и оптимизации информационно — коммуникационных потоков обеспечивает эффективность информационно — коммуникационной системы торговой сети. Проблемы формирования, накопления, хранения и использования информационных ресурсов резко возрастают при усложнении организационной структуры и увеличении объема накапливаемой информации. Поэтому предприятия должны осуществлять переход к использованию интегрированных информационных ресурсов.

Информационно — коммуникационная система категорийного менеджмента предназначена повысить эффективность коммуникаций на предприятиях розничной торговли

Внедрение категорийного менеджмента в розничной зоосети в состоянии структурировать и оптимизировать информационно — коммуникационные потоки предприятия.

Целью статьи является анализ экономической эффективности внедрения категорийного менеджмента, а также его информационно — коммуникационной системы в деятельность сети розничной торговли.

Выделяют ряд предпосылок, свидетельствующих о необходимости внедрения на предприятии категорийного менеджмента:

— Недостаточный рост товарооборота и (или ) валового дохода;
— Отток покупателей или незначительное увеличение их количества;
— Отсутствие баланса в ассортименте;
— Периодическое отсутствие товара на полках;
— Разногласия с поставщиками по вопросам ассортимента;
— Высокая стоимость потребительской корзины по сравнению с конкурентами;
— Расширение бизнеса и организация нового формата предприятия.

На этапе внедрения категорийного менеджмента практически все предприятия, за редкими исключениями, сталкиваются с целым рядом проблем, которые имеют системный характер и выходят далеко за пределы одного закупочного подразделения.

Непонимание их может привести не только к трудностям при переходе на систему категорийного менеджмента, неэффективности изменений, но и серьезно навредить бизнесу в целом:

— Нежелание высшего руководства признать необходимость изменений в управлении ассортиментом и отсутствие четких стратегических планов развития компании и зоомагазинов;
— Не отлаженная организационная структура зоокомпании, нечеткое распределение обязанностей между отделами и, самое главное, непонимание того, что это лишает предприятие возможности развиваться;
— Не учет потребностей покупателей при работе с ассортиментом зоомагазина и трудности в восприятии поставщиков как союзников, с которыми нужно делиться информацией;
— Недостаток навыков при работе с новыми информационными технологиями и компьютерными системами и отсутствие в зоокомпании подготовленных специалистов в области управления ассортиментом как на уровне руководства, так и на уровне исполнителей.

Все эти препятствия не просто мешают внедрению категорийного менеджмента, но и развития предприятия в целом, ведь невозможно эффективно управлять ассортиментом при отсутствии нормально структурированной базы данных и квалифицированных сотрудников. Все это требует организационных изменений и обеспечения необходимыми ресурсами, приведет к дальнейшему росту и развитию зоопредприятия.

ruzoo.ru0111

Исходя из позиции информационно — коммуникационного подхода, категорийный менеджмент следует рассматривать как процесс управления стратегическими бизнес — единицами товарным категориям с информационно — коммуникационными центрами. В роли которых выступают категорийные менеджеры, обеспечивающие координацию основных бизнес — функций и коммуникаций. Представляют собой источник формирования и аккумулирования информационных потоков предприятия. Деятельность которых направлена ​​на повышение ключевых показателей результативности и удовлетворения потребностей покупателей.

Для внедрения категорийного менеджмента в торговой зоосети следует построить оптимальный алгоритм принятия решения о включении номенклатуры в ассортимент и необходимого ей уровня информационно — коммуникационной поддержки

Так, в самом начале после выбора спецификации торговой зоосети или конкретного зоомагазина разрабатывается соответствующая организационная структура. В которой учитывается назначение ответственных за бизнес — процессы, мотивация сотрудников, разрабатывается положение об ассортиментной политике, описываются бизнес — процессы и стандарты деятельности.

  Сущность политики распределения зоотоваров

Рассмотрим более подробно результаты внедрения категорийного менеджмента, а также его информационно — коммуникационной поддержки на примере отечественной торговой зоосети.

В рамках данной работы сосредоточено на таких вопросах:

— определение информационного обеспечения в соответствии с задачами и функций категорийных менеджеров;
— распределение функций управления ассортиментом между подразделениями предприятия;
— анализ эффективности внедрения категорийного менеджмента в деятельность торговой сети.

ruzoo.ru0114

Для этого необходимо максимально сосредоточить все функции по управлению ассортиментом в соответствующих категорийных менеджеров как центров ответственности и информационно — коммуникационных центров.

Существует несколько десятков критериев, по которым можно оценивать эффективность/неэффективность категорийного менеджмента

Например, это или выручка, или маржа с единицы полочного пространства. Немного сетей могут себе позволить оценивать этот критерий и управлять им. В лучшем случае оценивается вся полка целиком, вся категория. Не везде введены принципы сменяемости марок, в результате чего происходят нерегулярные изменения ассортиментной матрицы. Некоторые товары задерживаются на полках, не оказывая новых записей. Можно отметить очень небольшом инновационном стремлении категорийных менеджеров. Ведь работа с матрицей — это не только работа с ведущими брендами, но и поиск новинок.

Подобное отношение характерно для периода бурного роста. Но, если не ориентироваться на долгосрочные стратегические планы присутствия на рынке, не отслеживать изменения во внешней среде, однажды можно получить безнадежное отставание от конкурентов.

Периодически категорийный менеджер должен оценивать эффективность управления основной деятельностью, связанной с оптимальным управлением затратами, объемами продаж и ценами реализации.

ruzoo.ru0115

Оценка результатов категорийного менеджмента — это инструмент управления, который определяет, оценивает и контролирует прогресс выполнения бизнес — плана категории

Оценка результатов преследует три цели:

— Обеспечивает дисциплину и структурированность бизнес — процесса категорийного менеджмента;
— Влияет на реакцию исполнителей при внедрении системы мотивации;
— Облегчает оценку вклада бизнес — единицы (категории) в общий результат.

Для достижения этой цели определения эффективности должно иметь сбалансированную архитектуру, которая охватывает наряду с традиционными финансовыми показателями, также оценку работы с точки зрения потребителя и ходе выполнения бизнес — процесса. Есть сбалансированная архитектура, в отличие от обычной метрики, показывает внутреннюю (например, валовая прибыль) и внешнюю (например, оценка удовлетворенности потребителя) оценки степени выполнения бизнес — плана.

Цель и нормативы оценки результатов отличаются не только для различных предприятий, но и для различных категорий.

ruzoo.ru0116

Однако , критерии оценки типичны для всех категорий

Вот некоторые из этих критериев:

— Оценка потребителем — определяет, достигнуты связанные с потребителем цель и стратегии (количество покупателей, уровень удовлетворения потребителя, процент постоянных покупателей, сумма средней покупки и количество товаров в одном чеке и т.п);
— Оценка розничным оператором — определяет, достигнуты цели и стратегии связаны с деятельностью предприятием (валовой доход, маржа, прибыль, объемы закупок, товарные запасы, товарооборот, эффективности использования активов, уровень сервиса и т.д.);
— Оценка поставщиком — определяет, достигнуты цели и стратегии, связанные с деятельностью поставщика (доход, прибыль, объемы закупок, товарные запасы, товарооборот, доля товаров поставщика в категории и его полная доля, эффективность использования активов и т.п.).

  Россия вступает в ВТО

Целью руководства торговых сетей является получение прибыли от продажи товаров, при условии сохранения старых и привлечения новых покупателей, ведь именно они выбирают товар и в каком магазине покупать. На основе этого можно сделать вывод, что удовлетворенность покупателей — ключевой показатель каждого торгового предприятия, желающего повышать лояльность покупателей и улучшать характеристики маркетинговой деятельности, от которой зависит развитие предприятия.

Мониторинг удовлетворенности покупателей качеством товаров и уровнем обслуживания основан на анализе информации о мнении и поведение покупателей и определяется стандартами ISO 9004:2000.

ruzoo.ru0117

Задачами мониторинга являются:

— Формирование базы данных плановых и фактических показателей удовлетворенности;
— Определение наличия и причин отклонения запланированных показателей маркетинговой деятельности от фактических;
— Разработка мероприятий, направленных на повышение качества товаров и уровня обслуживания покупателей.

Индекс удовлетворенности потребителей — инструмент для внутреннего и внешнего анализа лояльности покупателей и потребителей. Этот показатель отражает отношение потребителей к деятельности предприятия. Расчет индекса удовлетворенности позволяет выявить значение и соотношение цены, качества, доступности и других факторов, влияющих на лояльность покупателей. Ведь именно лояльность влияет на прибыль предприятия. В некоторых случаях увеличение количества постоянных покупателей всего на 5% в общей структуре потребителей приводит к увеличению прибыли на 100%. Существуют различные методы измерения индекса удовлетворенности потребителей, и каждое предприятие выбирает для себя наиболее приемлемый.

Полученные данные позволяют:

— Увеличить прибыль за счет увеличения лояльности покупателей;
— Развивать культуру общения на предприятии, ориентированной на покупателя;
— Установить цели в области улучшения обслуживания;
— Точно определить запросы покупателей;
— Определить приоритеты для улучшения удовлетворенности покупателей.

ruzoo.ru0118

Итак, в условиях жестокой конкурентной борьбы используя индекс удовлетворенности потребителей руководители торговых предприятий смогут сконцентрировать свое внимание на решающих факторах успеха маркетинговой деятельности, связанные с повышением удовлетворенности покупателей

В результате исследования ключевых моментов и проблем внедрения категорийного менеджмента в деятельность магазинов розничной торговли было определено информационное обеспечение, соответствующее функциям и задачам категорийного менеджмента, а также осуществлено распределение функций управления ассортиментом между подразделениями торговой сети.

Разработана схема практической реализации информационно — коммуникационной поддержки категорийного менеджмента торговой сети, что позволяет регламентировать деятельность категорийного менеджера и обеспечит четкое и качественное выполнение его функциональных обязанностей на основе существующих информационных ресурсов и программно -аппаратных средств внутренних и внешних коммуникаций.

Выявлено, что оценка результатов внедрения категорийного менеджмента влияет на систему мотивации сотрудников, ответственных за разработку и реализацию бизнес — плана. Кроме того, это инструмен, помогающий поставщику и розничном оператору понять общность их решений и действий.

Эффективность внедрения категорийного менеджмента и его информационно — коммуникационной поддержки предложено рассматривать с точки зрения самих покупателей, розничных магазинов- операторов и поставщиков. Указанные направления анализа товарной категории для определения целей и задач по повышению доходности.

Перспективами дальнейших исследований является разработка показателей эффективности внедрения категорийного менеджмента с учетом специфики розничных сетей.

Похожее ...

Добавить комментарий