Эмерджентность предприятия как следствие развития корпоративной культуры

Эмерджентность предприятия как следствие развития корпоративной культуры

Эмерджентность предприятия как следствие развития корпоративной культуры

Основой любой успешной организации является взаимодействие между людьми, коммуникативные процессы внутри группы, командная работа и корпоративная культура. Термин «корпоративная культура» был впервые использован в XIX веке в военной терминологии немецкий фельдмаршал Мольтке для отображения отношений в военном сообществе. Во второй половине XX века термин получил развитие в сфере культуры организации. Понятие «корпоративная культура» отражает явления духовной и материальной жизни коллектива, т.е. доминирующие в нем моральные нормы и ценности, кодекс поведения, традиции и прочее. Концепция этого явления не имеет единой трактовки, на сегодня ученые определили функциональные, психологические, историко-генетические, описательные, нормативные определения корпоративной культуры. В общем понятии корпоративная культура определяется как совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации (В. В. Томилов).

И поскольку предприятия, организация имеют жизненный цикл, то же самое можно сказать и о корпоративной культуре. Ее развитие насчитывает три стадии:

— Девиантный уровень (стадия рождения): в этом процессе носителем новой культуры является незначительная часть коллектива, преобладает культура власти;

— Общекультурный уровень (стадия стабилизации): носителем культуры является значительное количество коллектива, преобладает культура роли, влияние распространяется как на материальные атрибуты жизни (одежда, особенности досуга), так и на ее духовную часть (мировоззрение, ценности, предпочтения), именно на этом уровне культура борется за право существовать не в качестве ее эпизода, а как фундаментальная основа организации;

— Классический уровень (стадия историзации): носителем культуры является большая часть коллектива, преобладает культура личности или культура задачи, на этом уровне корпоративная культура базисом дальнейшего развития организации, она может выйти за пределы организации и превратиться в социальное достояние, как это случилось с корпоративной культурой Уолл-стрит.

1000086

Однако и дальше корпоративная культура обладает способностью к трансформации, далее переход осуществляется на уровень между корпоративной культуры. Если организация останется на корпоративном уровне культуры, то все действия ее сотрудников будут направлены на получение прибыли и усиление позиций организации, в том числе за счет патриотизма и верности коллектива и усиление командного духа. Но результатом станет то, что постепенно организация прекратит вызывать интереса партнеров, потребителей, поскольку предприятие не способно учитывать неустойчивые условия макросреды.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Совершенствование форм и систем оплаты труда на предприятии

Итак, Межкорпоративном культура — это способ усиления позиций компании на уровне отрасли и рынка

Такая культура способствует реализации перехода от конкуренции к партнерству. Корпоративная культура должна перейти на уровень межкорпоративной культуры, для оперативного взаимного согласования норм, нормативов и ценностей между организациями. Если этого не происходит, эффективность работы в совместном проекте существенно снижается и может привести к разрыву выгодных партнерских связей. Когда организация находится на уровне межкорпоративной культуры, она является более открытой и готовой к изменениям, обогащаются ее ресурсы. Результатом перехода от корпоративной к межкорпоративной культуры является получение дополнительных возможностей ведения бизнеса, активное и оперативное включение в различные проекты. Увеличение прибыли достигается за счет расширения информационных ресурсов, развития персонала, установление новых коммуникаций и т.п..

Также во время этих процессов может возникнуть культура бизнеса. В таком случае, организация становится открытой к социальному партнерству. Происходит быстрая инкорпорация общественных ценностей в корпоративные элементы. И наоборот, необходимые ценности и потребности эффективно формируются в социуме на любом уровне, поскольку оказываются образцовыми.

В любом случае, такие глобальные процессы начинаются с корпоративной культуры, и их качество зависит от внутренних явлений в коллективе, которые впоследствии возлагают основу межкорпоративной и культуры бизнеса. Именно поэтому вопрос корпоративной культуры является столь актуальным.

1000085

Важными понятиями в корпоративной культуре есть синергия и эмерджентность

Их толкование весьма сходны, однако имеющиеся решающие различия, отделяющие одно понятие от другого.

Синергия — это суммарный эффект, при котором общее действие системы преобладает над действием отдельных, разрозненных ее элементов. Эмерджентность — это результат возникновения между элементами системы связей, которые увеличивают совокупный эффект. Если, мерджентность больше относится к явлениям, то синергия — к процессам, что происходят и в элементах организаций. Например, завод по производству сухих кормов для животных объединился с фирмой по производству мяса в форме объединения. В результате существенно вырос объем закупок мяса и объем продаж сухих кормов за рубежом — это эмерджентность. Но приход на завод людей, хорошо знающих положение мирового рынка, усилил оптимизм в коллективе завода, стимулировал внедрение инноваций и, как следствие, существенно повысилась производительность труда наряде производств — это синергия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Диверсификация деятельности предприятий: уточнение понятий

Исследователи теории систем В.М.Шарапов и О.В.Шарапова пишут: «Система в целом обладает такими качествами, которых нет ни у одной из ее частей, взятой отдельно. При объединении частей в целое возникает несколько качественно новое, чего не было и не могло быть без этого объединения. Эта новая свойство называется эмерджентность».

Корпоративная культура призвана не только создать для коллектива определенные ценности, это также сильный инструмент для достижения целей организации.

1000083

Эмерджентность может возникнуть как и стихийно, так и искусственно

Например, эмерджентность почвы является плодородие. В случае, когда плодородие низкое, необходимо применить удобрения. Такой подход является оптимальным и для корпоративной культуры. В структуре идеальной организации необходимо наличие сотрудников, при решении проблемы применяют разносторонние подходы. Таким образом, например, мозговой штурм в подобного коллектива будет богатый идеями и подходами, а корпоративная единство будет способствовать пониманию друг друга, но не лишает работников индивидуальности.

Итак, эмерджентность — это вершина развития корпоративной культуры, которая является чрезвычайно необходимой каждому предприятию, которое стремится к достижению своих целей. Для возникновения эмерджентности необходимо четкое взаимодействие всех сотрудников и высокий уровень корпоративной культуры, которая возникает как спонтанно, так и с помощью усилий команды. Эмерджентность можно достичь при тщательном отборе кадров, предоставление возможности сотрудникам проявлять энтузиазм и инициативу.

Похожее ...

Добавить комментарий