Конкурентоспособность — ключ к рыночному успеху компаний

konkurentosposobnost-klyuch-k-rynochnomu-uspekhu-kompaniy

Конкурентоспособность — ключ к рыночному успеху компаний

Современное состояние экономического развития заставляет предприятия искать новые способы выживания. Рыночные отношения характеризуются обесценением национальной валюты, снижением платежеспособности населения, политической и экономической нестабильностью, обострением конкурентной борьбы, повышением уровня коммерческого риска и тяжелым финансовым положением большинства предприятий. В этих условиях возникает необходимость в уделяя особое внимание поддержке конкурентоспособности и поиска направлений ее повышения.
Вообще до недавнего времени категория «конкурентоспособность» оставалась малоисследованной отечественной экономической наукой, было обусловлено следующими причинами:
— В дореформенных условиях обращение к этой сферы экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы состоялась так быстро и радикально, что наука не успела досконально определить новые реалии;
— В некоторой степени препятствием этому процессу выступает очевидность содержания категории «конкурентоспособность», а также близость последней к содержанию категории «эффективность»;
— Многоаспектность проблемы. Ее исследуют специалисты по маркетингу, управлению качеством, менеджмента, при этом никто не пытается выйти за рамки своей специализации.
На сегодняшний день основным аспектам и особенностям управления конкурентоспособностью предприятия уделяется особое внимание, так как именно уровень конкурентоспособности является критерием адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования.
Впервые понятие «конкурентоспособность» было введено в конце 1970-х гг. М. Портером, который под конкурентоспособностью понимал рентабельность и производительность использования ресурсов. В середине 1990-х гг. Данный термин стал активно исследоваться отечественными экономистами. Понятие конкурентоспособности, предложенное М. Портером и другими авторами, охватывают различные ее аспекты и как правило, дополняют друг друга. По мнению М. Портера, конкурентоспособность — свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
Вопрос о сущности конкурентоспособности рассматриваются многими учеными и учеными. Существует много определений понятия «конкурентоспособность», которые можно систематизировать по следующим критериям:
— Конкурентоспособность определяется конкурентоспособностью товара на соответствующем сегменте;
— Конкурентоспособность как проявление реализации конкурентного преимущества в пространстве и времени;
— Конкурентоспособность как прибыльная деятельность при эффективном вы-пользовании ресурсов;
— Конкурентоспособность как результат рыночного поведения;
— Конкурентоспособность как способность предприятия функционировать во внешней среде.
При этом большинство ученых все же склонны трактовать данное понятие как конкурентоспособность товара на соответствующем сегменте и как способность предприятия функционировать во внешней среде.
Общий подход к трактовке понятия «конкурентоспособность» дает возможность определить ее как способность предприятия эффективно использовать свой конкурентный потенциал, сохраняя при этом свое положение на конкурентном рынке или расширять занимаемый сегмент рынка, постоянно вести поиск и рационально реализовывать выявленные резервы конкурентного потенциала в условиях ограниченности ресурсов .
Формирование механизма конкурентоспособности, систематизация методов и показателей определения конкурентоспособности предприятия дает возможность овладеть рыночную ситуацию и ее изменения, определить приоритеты конкурентов, провести анализ возможностей расширения рынка сбыта и выступает в практической деятельности предприятия основой для разработки мероприятий по обеспечению и повышению его конкурентоспособности.
Если сравнивать понятия конкурентоспособности и конкурентоспособности, то можно считать, что они синонимичны, поскольку имеют определенные общие черты, но между ними также существуют и различия. Конкурентоспособность отражает будущие возможности выживания на рынке, а конкурентоспособность — современное положение предприятия.
Для достижения долговременного успеха работа по обеспечению конкур-нтоспроможности предприятия должно осуществляться во всех сферах его деятельности. То есть, ключевыми аспектами обеспечения конкурентоспособности предприятия является совокупность направлений его деятельности: производственной, маркетинговой, финансовой, инновационного, кадрового и организационно-культурного и управленческого.
Итак, проблема повышения конкурентоспособности предприятий на рынке является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Это вызывает необходимость в создании на каждом предприятии эффективной системы стратегического управления конкурентоспособностью, которая позволит предприятиям адаптироваться к условиям внешней среды, удержать или укрепить свои позиции на рынке и опередить конкурентов, будет способствовать выявлению и содержанию долгосрочных конкурентных преимуществ и конкурентного потенциала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Диаграмма Ганта, как инструмент управления временем

Похожее ...

Добавить комментарий