Особенности формирования комплексной системы риск-менеджмента

Особенности формирования комплексной системы риск-менеджмента

Особенности формирования комплексной системы риск-менеджмента

Комплексная система риск-менеджмента (КСРМ), с нашей точки зрения, представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов и организационно-экономических средств и элементов ресурсного обеспечения, направленных на выявление, анализ и регулирование степени хозяйственных рисков.

Целью создания и функционирования КСРМ на предприятии является повышение эффективности его деятельности в условиях неопределенности.

В общем виде формирование КСРМ на предприятии должно охватывать следующие аспекты:

— установление последовательности (упорядочивание) и взаимодействия этапов процесса риск-менеджмента (осуществление картографирования рисков, разработка (подбор) методик и методы обнаружения, анализа рисков и влияния на их степень, проведение качественного и количественного анализа рисков, определение приоритетов в управлении рисками, осуществление обоснованного выбора методов регулирования степени рисков);

— распределение полномочий и ответственности в системе (определение степени централизации управления рисками, назначение ключевых лиц, которые будут осуществлять управление рисками);

— создание информационных связей и каналов с учетом особенностей организационной структуры предприятия и целесообразного степени централизации управления рисками;

— определение объема ресурсов (установление перечня затрат на внедрение и функционирование КСРМ, определение направлений финансирования рисков);
— установление критериев и методов мониторинга процесса риск-менеджмента, определение эффективности системы в целом.

С позиций системного подхода и исходя из своего назначения, КСРМ должна охватывать управления рисками во всех сферах производственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия.

Читайте статью  Исследование информационной поддержки конкурентоспособности зоопредприятия

Считаем, при построении КСРМ в первую очередь необходимо определить уровень централизации управления рисками на конкретном предприятии: централизованная система (специальное подразделение риск-менеджмента (ПРМ) с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами) децентрализованная система (функция риск-менеджмента внесена в обязанности отдельных специалистов подразделений (отделов).

Задача ПРМ — выявлять, анализировать и регулировать риски для каждого подразделения (отдела) и формулировать общую корпоративную позицию по этим рисков.

Создание подразделения риск-менеджмента предполагает выполнение шагов:

1. Обоснование формирования ПРМ на предприятии.
2. Разработка положения о ПРМ.
3. Определение сфер деятельности и объема ресурсов.
4. Непосредственная организация ПРМ путем подбора персонала, определение их обязанностей и полномочий, установление коммуникационных связей.
5. Разработка административной политики, правил и процедур, которые включают: бюджет и отчетность, штатное расписание, обучение и оценку персонала.

По децентрализованной КСРМ специалистом определенного отдела предусматривается выполнение дополнительных функций по управлению рисками, характерных для хозяйственных операций, находящихся в компетенции данного отдела. Специалисты подразделений, на которых возложено выполнение этих функций, согласовывают свои решения с высшим руководством.

Тип системы управления рисками, по нашему мнению, определяют определенные критерии:

— национальная принадлежность капитала;
— рискованность бизнеса;
— разнообразие рисков, имеющих место на предприятии;
— экономическая целесообразность создания ПРМ и / или внедрение должности риск-менеджера;
— масштаб деятельности;
— широта, насыщенность, глубина, гармоничность номенклатуры и ассортимента продукции;
— степень охвата рынка и тому подобное.

Читайте статью  Стимулирование участников маркетинговых каналов продвижения инноваций как способ повышения эффективности управления ими

Еще одним аспектом, определяющим специфику формирования КСРМ на предприятиях, является технология процесса управления рисками хозяйственной деятельности, которую, по нашему мнению, можно представить в виде четырех этапов:

1) качественный и количественный анализ рисков;
2) определение риск-позиции предприятия на основе результатов оценки рисков;
3) разработка и внедрение программы действий по корректировке степени риска;
4) мониторинг и контроль процесса управления рисками.

Построение и дальнейшее функционирование КСРМ должно происходить с соблюдением определенных требований и принципов: согласованность данной системы с общей системой управления предприятием; элементы системы должны находиться в рациональных взаимоотношениях и взаимосвязях между собой, характер которых направлен на получение определенного сфокусированного полезного результата; четкий и сбалансированное распределение обязанностей, прав и ответственности; возможность качественного развития системы как по горизонтали (расширение в будущем спектре функций) так и по вертикали (применение новых современных методов и средств управления рисками).

Похожее ...

Добавить комментарий