Особенности формирования комплексной системы риск-менеджмента

Особенности формирования комплексной системы риск-менеджмента

Особенности формирования комплексной системы риск-менеджмента

Комплексная система риск-менеджмента (КСРМ), с нашей точки зрения, представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов и организационно-экономических средств и элементов ресурсного обеспечения, направленных на выявление, анализ и регулирование степени хозяйственных рисков.

Целью создания и функционирования КСРМ на предприятии является повышение эффективности его деятельности в условиях неопределенности.

В общем виде формирование КСРМ на предприятии должно охватывать следующие аспекты:

— установление последовательности (упорядочивание) и взаимодействия этапов процесса риск-менеджмента (осуществление картографирования рисков, разработка (подбор) методик и методы обнаружения, анализа рисков и влияния на их степень, проведение качественного и количественного анализа рисков, определение приоритетов в управлении рисками, осуществление обоснованного выбора методов регулирования степени рисков);

— распределение полномочий и ответственности в системе (определение степени централизации управления рисками, назначение ключевых лиц, которые будут осуществлять управление рисками);

— создание информационных связей и каналов с учетом особенностей организационной структуры предприятия и целесообразного степени централизации управления рисками;

— определение объема ресурсов (установление перечня затрат на внедрение и функционирование КСРМ, определение направлений финансирования рисков);
— установление критериев и методов мониторинга процесса риск-менеджмента, определение эффективности системы в целом.

С позиций системного подхода и исходя из своего назначения, КСРМ должна охватывать управления рисками во всех сферах производственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Интеллектуально-инновационная направленность предприятия как основа обеспечения его конкурентоспособности

Считаем, при построении КСРМ в первую очередь необходимо определить уровень централизации управления рисками на конкретном предприятии: централизованная система (специальное подразделение риск-менеджмента (ПРМ) с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами) децентрализованная система (функция риск-менеджмента внесена в обязанности отдельных специалистов подразделений (отделов).

Задача ПРМ — выявлять, анализировать и регулировать риски для каждого подразделения (отдела) и формулировать общую корпоративную позицию по этим рисков.

Создание подразделения риск-менеджмента предполагает выполнение шагов:

1. Обоснование формирования ПРМ на предприятии.
2. Разработка положения о ПРМ.
3. Определение сфер деятельности и объема ресурсов.
4. Непосредственная организация ПРМ путем подбора персонала, определение их обязанностей и полномочий, установление коммуникационных связей.
5. Разработка административной политики, правил и процедур, которые включают: бюджет и отчетность, штатное расписание, обучение и оценку персонала.

По децентрализованной КСРМ специалистом определенного отдела предусматривается выполнение дополнительных функций по управлению рисками, характерных для хозяйственных операций, находящихся в компетенции данного отдела. Специалисты подразделений, на которых возложено выполнение этих функций, согласовывают свои решения с высшим руководством.

Тип системы управления рисками, по нашему мнению, определяют определенные критерии:

— национальная принадлежность капитала;
— рискованность бизнеса;
— разнообразие рисков, имеющих место на предприятии;
— экономическая целесообразность создания ПРМ и / или внедрение должности риск-менеджера;
— масштаб деятельности;
— широта, насыщенность, глубина, гармоничность номенклатуры и ассортимента продукции;
— степень охвата рынка и тому подобное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  SWOT- анализ как инструмент стратегического управления фирмой в зообизнесе

Еще одним аспектом, определяющим специфику формирования КСРМ на предприятиях, является технология процесса управления рисками хозяйственной деятельности, которую, по нашему мнению, можно представить в виде четырех этапов:

1) качественный и количественный анализ рисков;
2) определение риск-позиции предприятия на основе результатов оценки рисков;
3) разработка и внедрение программы действий по корректировке степени риска;
4) мониторинг и контроль процесса управления рисками.

Построение и дальнейшее функционирование КСРМ должно происходить с соблюдением определенных требований и принципов: согласованность данной системы с общей системой управления предприятием; элементы системы должны находиться в рациональных взаимоотношениях и взаимосвязях между собой, характер которых направлен на получение определенного сфокусированного полезного результата; четкий и сбалансированное распределение обязанностей, прав и ответственности; возможность качественного развития системы как по горизонтали (расширение в будущем спектре функций) так и по вертикали (применение новых современных методов и средств управления рисками).

Похожее ...

Добавить комментарий