Конкурентные преимущества как основной инструмент влияния на конкурентоспособность торгового предприятия

Конкурентные преимущества как основной инструмент влияния на конкурентоспособность торгового предприятия

Конкурентные преимущества как основной инструмент влияния на конкурентоспособность торгового предприятия

Современное развитие торговых предприятий происходит в условиях, когда в основе которых решений лежит информация не только о потребностях покупателя но и о конкуренции.

Характеризуя конкурентные преимущества, можно отметить, что к ним можно отнести ресурсы фирмы – технические, технологические, кадровые, финансовые, информационные, пространственные, управленческие, организационные и т.п.. Но конкурентные преимущества – это не просто наличие этих ресурсов, это, прежде всего, эффективное использование всех видов ресурсов, их удачная комбинация.

Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии, характеризовать товар, предприятие, отрасль, экономику в целом, основываться на ценовых и не ценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и прочее.

Ряд авторов выделяют следующие критерии классификации конкурентных преимуществ:

– По характеру источников (конкурентные преимущества, основанные на различных факторах);

– По сроку действия (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные);

– По характеру динамики (устойчивые и неустойчивые);

– По уровню иерархии (на уровне товара, на уровне фирмы, на уровне отрасли, на уровне экономики);

– Относительно цены (ценовые и неценовые);

– По возможности имитации (уникальные и те, что имитируются);

Читайте статью  Методология исследование эффективности промышленного производства

– По сфере проявления (научно-исследовательские разработки (НИР);

– Производство, реализация, сервис и эксплуатация;

– По источникам возникновения на внутренние и внешние.

577

Основой для поиска и создания конкурентных преимуществ является аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития рынка, а также информация о покупателях, конкурентах, их реальных и планируемых действиях. Поиск конкурентного преимущества предприятия следует начинать с анализа внутренней среды, а затем переходить к анализу потребителей, конкурентов и факторов макросреды предприятия.

Для получения конкурентных преимуществ существуют два основных подхода:

– подход, акцентированный на потребителях,
– подход, акцентированный на конкурентах.

Установлено, что конкурентные преимущества не только влияют на уровень конкурентоспособности предприятия, но и является источником расширения возможностей по снижению затрат, улучшению качества продукции, гибкости реагирования на спрос, рационального использования ресурсов, внедрения инноваций, выработки оптимальных путей выхода из финансовых и экономических проблем, адаптивности системы управления предприятием к изменениям внутренней и внешней среды, что является предпосылками формирования и развития эффективной системы управления конкурентными преимуществами предприятия.

Таким образом, система управления должна быть способной на практике реализовать выработанную стратегию конкуренции, довести ее до реальных конкурентных преимуществ, т .е. обосновать, разработать и внедрить стратегические замыслы в повседневную практику. Важно правильно выбрать место, время и ключевые направления действий, которые обеспечат конкурентные преимущества.

Читайте статью  Методические подходы к диагностике эффективности деятельности предприятия

К таким ключевым направлениям относятся:

– Рационализация отношений с поставщиками;

– Качество продукции;

– Развитие инфраструктуры продаж.

Лучше механизм достижения конкурентного преимущества пытался объяснить М. Портер через «цепочку ценности»

В основе конкурентного преимущества лежит то, как предприятие организует и выполняет отдельные виды своей деятельности, с помощью которых она создает определенные ценности для своих клиентов, а значит конечная ценность, которую создало предприятие определяется тем, сколько покупатель готов заплатить за товар (услугу), что предлагает предприятие.

Так как цепочка ценности предприятия представляет собой систему взаимосвязанных видов деятельности между которыми существуют связи, то метод какой-либо деятельности влияет на стоимость и эффективность других. Конкурентное преимущество может сформироваться как из самых видов деятельности, так и по связям с ними.

В условиях усиления конкуренции возникает необходимость укрепления рыночных позиций каждого из предприятий. То есть для достижения и постоянного поддержания конкурентоспособности организации следует не только сохранять завоеванные преимущества, но и искать и реализовывать новые. Основой конкурентных преимуществ есть пределы возможностей предприятия организовать более эффективно по сравнению с конкурентами функционирование всех элементов цепочки ценностей.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о