Конкурентоспособность компаний на глобальных рынках

Конкурентоспособность компаний на глобальных рынках

Конкурентоспособность компаний на глобальных рынках

Для современной мировой экономики характерен интернационализация хозяйственной жизни в форме интеграции – объединения рынков, производств отдельных стран в зону свободной торговли и предпринимательства, создает предпосылки транснационализации, т.е. взаимопереплетение экономик разных стран в результате создания транснационального капитала, который функционирует на всех национальных сегментах отраслевых рынков, и, наконец, к высшей форме интернационализации – формирование глобальных рынков.

В.Д. Базилевич дал характеристику главных мегатрендов современного экономического развития, а именно глобализация, финансиализация, информатизация, интеллектуализация, социализация.

Объективные основы глобализационных процессов, по нашему мнению, были заложены товарно-денежными отношениями, интернационализация которых приводит к формированию глобальных отраслевых рынков. На протяжении веков можно наблюдать противоречивые тенденции обособления экономических субъектов и их сочетания в единый рынок.

На формирование и развитие глобальных отраслевых рынков влияют следующие факторы:

1. Технологические изменения в функционировании отраслей: развитие информационных технологий на основе микроэлектроники и телекоммуникаций; резкое уменьшение расходов на переработку, хранение и передачу информации; расширение возможностей использования микроэлектроники в различных изделиях и системах, в частности автомобилях, медицинской технике, бытовой и промышленной аппаратуре, телекоммуникациях.

2. Экономические преимущества расширения границ рынков: положительный эффект масштаба в производстве, сбыте, рекламе и т.п.; необходимость продавать новые товары одновременно на всех рынках вследствие возможности быстрого создания товаров- аналогов со стороны конкурентов; стирание различий между странами в таких сферах как уровень доходов, стоимость факторов производства, энергоносители, методы маркетинга, каналы распределения; создание новых средств транспортировки товаров и уменьшения трансакционных издержек, увеличение объемов производства за счет действия эффекта от масштаба и поиск рынков сбыта этих товаров.

3. Изменения во вкусах и предпочтениях потребителей: сходство в предпочтениях потребителей по всему миру, что приводит к стандартизации продукции на рынках; формирования транснациональных сегментов потребителей;

4. совершенная информированность о товарах, создаются по всему миру за счет рекламы через Интернет; уменьшение расходов, в том числе и во времени, на передвижение между странами и континентами; жесткий влияние рекламы на создание стандартизированного спроса во всем мире.

5. Внешние факторы: уменьшение различий между экономическими и социальными условиями различных стран; либерализация доступа иностранных компаний на рынки; снятие барьеров доступа на рынки со стороны государства и тому подобное.

116

Развитие конкурентных отношений в глобальном масштабе происходит на глобальных рынках между предприятиями глобальных отраслей.

Т. Левитт определил, что признаками глобальных рынков является, во-первых, глобализация многонациональних компаний вследствие изменения стратегии деятельности, во-вторых, продажа стандартизированных и высокотехнологичных продуктов по всему миру.

В работе «Глобальная стратегия: создание и поддержка преимуществ сквозь границы» А. Инкпен и К.Рамасвани предлагают определенные характеристики глобальных и мультилокальних отраслевых рынков.

К мультилокальным относятся отрасли по следующим признакам:

– продукция продается на международном уровне;
– компании обслуживают преимущественно страну или региональных потребителей;
– компании имеют подразделения с высокой степенью автономности во многих странах;
– одни и те же конкуренты не обязательно представлены на всех крупных рынках;
– конкурентные отношения существуют между субъектами двух стран или на региональном уровне;
– стратегическая позиция компании на одном рынке не влияет на позиции на других рынках;
– штаб-квартира компании привязана к стране базирования;
– большинство цепей создания стоимости выполняется в пределах страны, где компания создана.

Читайте статью  Инвестирование в зооиндустрию

117

Для глобальных отраслевых рынков характерны следующие признаки:

– продукция отрасли продается на международных рынках;
– компании обслуживают покупателей по всему миру;
– конкурентами на всех крупных рынках одни и те и сами фирмы;
– конкуренция проявляется в глобальном масштабе;
– стратегическое позиционирование компании на одном рынке фундаментально влияет на позицию на других рынках;
– общей практикой является создание подразделений на рынках базирования крупных конкурентов;
– штаб-квартира не зависит от страны базирования;
– цепи создания стоимости работают в оптимальных местах расположения;
– компании закупают ресурсы по всему миру;
– компании комбинируют преимущества, созданные на локальных рынках, с теми, которые являются результатом международного сотрудничества (экономия на масштабе и репутация бренда, передается);
– ведущие компании создают одинаковый тип преимуществ на других составляющих рынка (компании с преимуществами в стране А имеют такие же преимущества в странах В, С и др.). Сегодня многонациональные компании получили название глобальных.

118

Интенсивная глобальная конкуренция становится основой для возникновения международных стратегических альянсов (МСА)

Среди которых альянсы горизонтального, вертикального типов, альянсы по дистрибуции, семейные диверсифицированные альянсы, перспективные диверсифицированные альянсы. Родственные диверсифицированные альянсы создаются, во-первых, с организациями, которые производят товары – доповнювачы, например, соглашения между крупными авиалиниями, обслуживающих дальние маршруты, с более мелкими перевозчиками, обслуживающих короткие региональные маршруты, во-вторых, с компаниями, производящих товары – заменители, например, между фирмами, обеспечивают стационарную связь и операторами мобильной связи для увеличения емкости их сети.

Перспективные диверсифицированные альянсы создаются с организациями, которые занимаются не связанными видами деятельности, между которыми потенциально возможно (или уже происходит) размытие границ, как правило, вследствие инноваций. Это способствует обмену технологиями и управленческим опытом. Например, компании Microsoft, Sega (производитель видеоигр), Dream Walks SKG (производство фильмов), создали альянсы с целью доступа к информационным технологиям и выходом на рынок развлекательных услуг.

В последнее время все более распространенным становится создание международных альянсов сетей (МАМ) – объединения более чем двух компаний, работающих в различных странах, связанных между собой формальными и неформальными соглашениями о сотрудничестве. Они также называются «многие фирмы альянсы» или «кластеры».

В конце 1980-х гг. Они формировались на рынке развлекательных услуг мультимедиа. В начале ХХ в. такие союзы являются привычными в высокотехнологичных отраслях, в частности, авиастроении, производстве компьютеров и программного обеспечения и т. д.

Глобальная стратегия эффективна, когда различия между странами небольшие и конкуренция носит глобальный характер. Она имеет преимущества с точки зрения о эффекта масштаба, снижение расходов, координация деятельности, скорости разработки продукта.

Сегодня компании должны быть глобальными, чтобы оставаться конкурентоспособными

Однако многие глобальных рынков еще формируются и поэтому компании функционируют в условиях локальных тенденции, как местные вкусы, привычки потребителей, государственные и регулирующие органы, которые ожидают, что фирма будет иметь способности к локальному реагирования и адаптации, и глобальных, таких как эффекты масштаба, однообразный потребительский спрос, всемирная конкуренция, однородность товаров, требует глобальной интеграции и стандартизации.

Читайте статью  Механизм и этапы принятия решения по слиянию или поглощению компаний

Каждая из этих величин может рассматриваться как сильная или слабая. Согласно создаются четыре типа внешней среды, в которой может оказаться компания

1. Глобальная среда, когда силы глобальной интеграции мощные, а потребность в локальном реагировании невелика. От компании на таких рынках требуется структурное единство. Такая ситуация присуща рынкам высокотехнологичных товаров, где локальные силы не существуют или не имеют существенного влияния.

2. В многонациональном (или многорегиональной) среде сильны локальные силы, а глобальные – слабыми. Главным фактором успеха на рынке такого типа является адаптация к условиям, поэтому компании в каждом новом среде выбирают новый тип поведения. К этой категории относится большинство рынков продуктов питания, где вкусы потребителей и кулинарные традиции являются важными факторами, которые определяют преимущества и поведение потребителей.

3. В международной среде слабыми являются как локальные, так и глобальные силы. К такой среде относится, например, рынок цемента. С одной стороны, данная продукция является высоко стандартизированной как в производстве, так и в распределении, что уменьшает потребность в локальном реагировании, однако себестоимость его производства и транспортные расходы делают нецелесообразной глобальную интеграцию.

4. Транснациональное среда характеризуется сильным влиянием локальных и глобальных сил. Деятельность фирмы в данной ситуации требует стандартизации и централизации, но при этом реагирования на локальные ситуации. Например, производство грузовиков компании Volvo, Volvo Truck, которые разрабатывались для мирового рынка, но при необходимости в конструкции делают незначительные изменения, поскольку послепродажное обслуживание осуществляют местные дилеры.

120

Как уже отмечалось, на глобальных рынках продается стандартизированная продукция

Однако существуют определенные противоречия относительно гипотезы всеобщей гомогенизации и стандартизации на глобальных рынках. В частности, Ж.-Ж. Ламбен приводит аргументы, которые, наоборот, способствуют кастомизации, т.е. удовлетворению специфических потребностей различных рынков.

Во-первых, несмотря на то, что гомогенизация потребностей действительно происходит, речь идет о только о «сегменты» потребителей с одинаковыми ожиданиями существуют во всех странах. Параллельно с этими «всемирными» тенденциями наблюдается персонификация потребления, вследствие чего возникают более разнородные сегменты, которые к тому же существенно отличаются за счет различных культурных и региональных ценностей в каждой стране.

Во-вторых, многие товары, которые признаны во всем мире, например, сумки «Louis Vuitton», фотоаппараты «Cannon», пользуются коммерческим успехом, однако не являются дешевыми.

В-третьих, не совсем верно утверждение, что возникновение эффекта масштаба связано с глобальной стандартизацией, поскольку использование гибких производственных систем, предполагающих мгновенную смену последовательных операций и глубокую специализацию, позволяет использовать преимущества стандартизации и одновременно удовлетворять индивидуальные потребности заказчиков. В-четвертых, несогласованность технических условий и стандартов, действующих в разных странах, заставляет фирмы производить много вариаций одного и того же товара.

Таким образом, проблема для глобальных компаний заключается в возможности согласовать стандартизации и кастомизацию товаров, концентрируясь на схожих характеристиках рынков, которых, скорее всего, будет становиться все больше, однако учитывать различия в культуре, ценностях и предпочтениях потребителей. В большинстве случаев сегодня, на наш взгляд, это связано с тем, что глобальные рынки все еще формируются, однако эта тенденция будет наблюдаться еще достаточно длительное время.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о