Методологические принципы управления конкурентоспособностью предприятий

Методологические принципы управления конкурентоспособностью предприятий

Методологические принципы управления конкурентоспособностью предприятий

Активизация исследований процессов управления конкурентоспособностью и стратегического менеджмента обусловила возникновением новых теорий конкурентоспособности, которые концептуально отличаются от традиционных. Характерной чертой трансформаций научной мысли является пересмотр сферы формирования конкурентных позиций субъектов хозяйствования и источников их конкурентоспособности. В частности ранее в основу стратегического управления конкурентоспособностью закладывался целенаправленное воздействие на внешние факторы – элементы рынков сбыта продукции (теория конкурентных преимуществ М. Портера).

Зато, в современных теориях на первый план вынесены внутренние факторы, к которым, прежде всего, относятся ресурсы предприятия, их качественные и количественные характеристики. С позиций системного подхода социально-экономические системы практически не способны влиять на составляющие внешней среды, то есть на конкурентов, поставщиков, потребителей и других участников рыночных отношений.

Большинство теорий конкурентоспособности предприятия основываются на принципах неоклассической теории, которая имеет ряд существенных недостатков

Как отмечает В. Дементьев, нежизнеспособность и декларативный характер ортодоксальной экономической теории подтверждено “известными сложностями переходной экономики, которые обычно рассматриваются как провал теоретических моделей экономической политики, в основе которой лежала неоклассическая теория”.

0050226

К фундаментальным ошибок неоклассиков следует отнести:

1) игнорирование неразрывной связи экономической системы с социальной, экологической, политической, правовой и другими сферами общественной жизни и, как результат, отсутствие законов, которые бы описывали реальные экономические системы;

2) подмену причин возникновения предпринимательских структур целями их деятельности и, как следствие, деформацию критериев и индикаторов эффективности в теориях управления;

3) исследование процесса функционирования экономических систем вместо процесса их эволюции, предопределяет невозможность адекватного управления их развитием.

Еще одной особенностью современных экономических отношений является случайность и хаотичность среды, что вызывает не равновесие и неопределенность. Среди основных причин этого М. похотью, Б. Китс и С. Демар выделяют технологическую революцию, растущую глобализацию и формирования нового конкурентного пространства. Для последнего характерен рост стратегических разрывов и неравновесных условиях; сглаживания границ производства; гиперконкурентные рынки; повышенное внимание к ценам, качеству и удовлетворения потребностей потребителей, а также к инновациям и непрерывного обучения; изменение карьерной динамики персонала. Приведенное обусловливает объективную необходимость пересмотра основных методологических принципов в рамках соответствующих теорий конкурентоспособности предприятия и управления ею и, как следствие, изменения их методического обеспечения.

0050225

Задачей исследования является обоснование и систематизация методологических принципов управления конкурентоспособностью предприятия

Понятие “методология” рассматривается в двух аспектах: теоретическом и практическом. Согласно первому, методология – это теория или учение об организации деятельности, в нашем случае об управлении конкурентоспособностью. Теория, в свою очередь, – “это форма достоверного научного знания об объекте или совокупность объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств …”. Следовательно, раскрытие методологических принципов управления конкурентоспособностью предполагает, прежде всего, формирование его теоретической его основы.

С другой стороны, методология связана с совокупностью методик, которые описывают схему и механизм использования системы методов познания объекта исследования. Итак, формирование методологических принципов управления конкурентоспособностью предполагает, во-первых, создание теоретической базы управления конкурентоспособностью и, во-вторых, идентификацию методов, приемов и средств познания, которые вместе с механизмом их практического использования формируют методическую основу изучения этого процесса.

Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия должны решать изложенные выше проблемы неоклассической экономики. Выделенные проблемные вопросы ортодоксальной теории учтены положениями институциональной теории и эволюционной теории экономических изменений. Согласно обоим теориями, экономические субъекты необходимо рассматривать как элементы внешней среды, а объектом экономических исследований при этом является не процесс функционирования экономических объектов (что характерно для неоклассиков), а их эволюция. Различие между понятиями “функционирование” и “эволюция” заключается в том, что последняя отражает процесс постоянного непрерывного изменения состояний экономической системы, а функционирование характеризует ее пребывания в одном конкретном состоянии. То есть процесс функционирования является узким за эволюцию, которая в полной мере отражает сущность существования предприятий.

Читайте статью  Что такое факторинг

0050224

Согласно эволюционной теории, выживание предприятия зависит от его способности адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, в основе которой, по мнению основоположника теории Й. Шумпетера, лежит инновационная активность субъекта предпринимательства

При этом внедрение инноваций приводит к трансформации на предприятии, то есть до его перехода из одного состояния в другое. Одновременно с точки зрения ресурсной теории конкурентоспособности “шумпетеровской” инновации представляют собой настоящее выражение будущих конкурентных преимуществ, о которых говорится в фундаментальном труде Г. Хамел и К. Прахалад “Конкурируя за будущее”. Есть эволюция как результат инновационной деятельности является необходимым условием формирования конкурентоспособного статуса предприятия, тогда как простое функционирование не может обеспечить его конкурентоспособность в долгосрочном периоде. Следовательно, факторы, которые лежат в основе эволюции субъектов хозяйствования, определяют и уровень конкурентоспособности.

Другим положением эволюционной теории, которое отмечает М. С. Абибуллаев, является важность рутинных процессов на предприятии.

Под рутинными процессами подразумевается совокупность норм и правил, ограничивающих поведение экономических субъектов определенными рамками. С точки зрения институционализма, рутинизация процессов осуществляется через формирование и осуществление институтов с целью снижения неопределенности действий экономических субъектов, деятельность которых влияет на хозяйственный процесс предприятия. Исходя из приведенного, можно сделать вывод, что одним из главных факторов эволюции субъектов предпринимательства является институционализация действий других экономических агентов, которую следует рассматривать как один из механизмов повышения конкурентоспособности. Под институционализацией понимается снижение неопределенности действий экономических субъектов путем создания конкретных моделей их поведения через целенаправленное воздействие институтов.

0050223

В основу процесса формирования институтов следует положить принцип экономичности, то есть минимизации затрат (как материальных, так и нематериальных).

Поэтому объектом институционализации должны быть только те источники неопределенности, которые существенно влияют на конкурентоспособность

Для этого необходимо:

1) идентифицировать факторы прямого воздействия, которые формируют конкурентоспособности предприятия;

2) выявить факторы опосредованного действия, влияющие на уровень конкурентоспособности, однако не принимают непосредственного участия в формировании;

3) оценить степень и характер воздействия факторов косвенного воздействия на уровень конкурентоспособности предприятия;

4) на основе полученных результатов, выделить факторы, имеющие действительно существенное влияние;

5) идентифицировать источники неопределенности, характерные для существенных факторов.

Выявление факторов прямого воздействия осуществляется при моделировании процесса формирования и повышения конкурентоспособности, в основе которого лежит хозяйственная деятельность предприятия. Как отмечалось, деятельность предприятия представляет собой его эволюцию, проблема моделирования которой сейчас занимает одно из центральных мест в эволюционной теории. В основном для формализации эволюционных процессов используют системы эволюционных уравнений, которые представлены в виде дифференциальных уравнений.

0050229

Процесс моделирования целесообразно разбить на два подпроцессы:

1) моделирование процесса формирования результатов (процесс функционирования предприятия);
2) моделирование эволюционирующей системы (процесс эволюции предприятия, состоящий из подпроцессов функционирования.

Управление предполагает осуществление целенаправленного воздействия на объект. С позиций институционализма объектом управления в экономике является неопределенность, которая делает невозможным принятие рационального решения, тогда как согласно теории конкурентоспособности управлять необходимо факторами прямой и опосредованной действия на конкурентоспособность. Иными словами под управлением конкурентоспособностью следует понимать организацию целенаправленного воздействия, во-первых, на неопределенность возникает и существует в рамках процесса формирования конкурентоспособности предприятия и, во-вторых, на факторы конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия – это характеристика, которая является формой проявления степени реализации его потенциальной способности формировать, удерживать и использовать устойчивые конкурентные преимущества. Исходя из этого индикаторами уровня конкурентоспособности является числовые характеристики конкурентных преимуществ субъекта предпринимательства, в частности их сравнительная оценка с преимуществами конкурентов с учетом вероятности их повторения соперниками. Источниками неопределенности процесса формирования конкурентных преимуществ являются действия контрагентов – экономических субъектов, с которыми предприятие взаимодействует в процессе хозяйствования.

Читайте статью  Влияние корпоративной культуры на деятельность организации

Источники же неопределенности процесса удержания конкурентных преимуществ связаны с действиями контрагентов и конкурентов, в частности с непредсказуемым и неожиданным воспроизведением его конкурентных преимуществ последними. Следовательно, управление конкурентоспособностью должно осуществляться в двух направлениях: во-первых, в направлении формирования и удержания конкурентных преимуществ, а во-вторых, в направлении снижения неопределенности действий конкурентов и контрагентов, которая влияет как на факт наличия конкурентных преимуществ, так и на их количественные и качественные характеристики.

Неопределенность проявляется в виде предпринимательских рисков

Поэтому, для выявления источников непризнанности, которые объективно нуждаются в управлении, необходимо количественно оценить соответствующие риски. Поэтому неотъемлемой составляющей управления конкурентоспособностью является положение риск-менеджмента, в частности методология качественной и количественной оценки рисков. Одновременно, управление отдельными факторами конкурентоспособности и источниками их неопределенности следует осуществлять на основе теории менеджмента, в том числе с учетом функциональных компонентов управления: планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования.

В основе моделирования, одного из основных методов познания реальных систем лежит использование совокупности других методов, которые формируют совокупность знаний о перечне возможных факторов конкурентоспособности (абстрактно-логические методы и приемы), степень и характер их влияния на уровень конкурентоспособности (методы корреляционно-регрессионного, кластерного , SWOT-анализа, методы DEA, интегральной оценки и т.п.). Аналогично методика качественного и количественного анализа рисков предусматривает применение положений теории вероятности, экономико-статистических методов, анализа чувствительности, рейтингового, экспертного и интегральной оценки и тому подобное. Кроме того, на этапе обоснования целесообразности внедрения того или иного мероприятия управления важным является моделирование возможных результатов их внедрения.

0050231

Как отмечалось, среди одним из наиболее значимых факторов конкурентоспособности предприятия является непредсказуемость действий их конкурентов

Единственным способом управления действиями конкурентов (в том числе неопределенностью связанной с ними), который выделяют ученые-экономисты является интеграция с ними, или другими словами – конкуренция. С позиций системного подхода конкуренция приобретает вид расширения внутренней среды предприятия путем введения в его пределы конкурентов, которые ранее были элементами внешней среды. В результате вокруг предприятия инициатора образований новая более широкая система, в состав которой будут входить конкуренты и контрагенты.

При этом, будучи элементами одной системы, они будут работать ради общей цели. Особенность интеграционных процессов в рамках совокупности конкурентов заключается одновременном росте результативности деятельности предприятия-лидера и менее успешных субъектов хозяйствования, перенимают его опыт. Это приводит к повышению конкурентоспособности отрасли, что особенно актуально для общественно значимых и экспортно-ориентированных отраслей национального хозяйства, уровень эффективности которых не соответствует желаемому.

0050232

Конкурентоспособность предприятия формируется под влиянием конкурентных преимуществ и неопределенности, которые лежат в основе управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования

Учитывая динамичность, стохастический характер и многокритериальность современных экономических систем, теоретико-методологические основы управления конкурентоспособностью. Которые в основном опираются на принципы неоклассической теории, целесообразно дополнить положениями институциональной теории и эволюционной теории изменений. Это позволит сформировать систему мер по снижению негативного воздействия неопределенности на конкурентные позиции предприятия.

Что касается управления непосредственно конкурентными преимуществами субъектов предпринимательства, то наиболее обоснованной и приспособленной к требованиям современности является ресурсная теория конкурентоспособности. Которая согласуется с положениями теории систем и системного подхода к исследованию социально-экономических объектов, процессов и явлений. В дальнейших исследованиях необходимо конкретизировать методические основы управления конкурентоспособностью в рамках отдельных подпроцессов управления конкурентоспособностью. А именно: моделирование процесса формирования конкурентоспособности субъектов предпринимательства с учетом ее факторов, оценки неопределенности внешней и внутренней среды предприятия, непосредственно управление как целенаправленного воздействия на уровень конкурентоспособности.

vote
Article Rating

Похожее ...

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x