Особенности управления инновационной деятельностью

Особенности управления инновационной деятельностью

Особенности управления инновационной деятельностью

В данной статье на основе обобщения современных научных исследований раскрыты особенности управления инновационной деятельностью для повышения конкурентоспособности предприятия. В связи со вступлением страны в ВТО все большую актуальность приобретает повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Анализ тенденций развития мирового хозяйства показывает, что глобализация, которая становится главной доминантой в экономиках стран, с одной стороны – предоставляет новые возможности развития предприятий, с другой – способствует появлению новых сложных проблем.

Одной из таких – является необходимость повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Поэтому выявление действенных механизмов, факторов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий является актуальной проблемой как на уровне отдельного предприятия, так и региона и страны в целом. Основой обеспечения конкурентных преимуществ социально-экономической системы в современных условиях является инновационность экономики, то есть переход на интенсивный тип расширенного воспроизводства через развитие научно-технического прогресса и активизации инновационной деятельности.

Несмотря на такое многообразие авторов и взглядов на различные аспекты инновационной деятельности, множество важных вопросов еще не нашли своего решения

Так, отсутствует системный подход к классификации инноваций по различным классификационным признакам, недостаточно четко выделены особенности инновационных проектов предприятий, мало внимания уделено выявлению проблем инновационной деятельности промышленных предприятий. Обобщение существующих подходов позволяет сделать вывод о необходимости углубления исследования факторов повышения конкурентоспособности предприятий и регионов, выделение инновационной деятельности как основы для реализации долгожданных позитивных экономических сдвигов.

0050557

Развитие инновационной деятельности является определяющим направлением, обеспечивающим внедрение результатов исследований и новых идей в производство, повышает его конкурентоспособность и обеспечивает устойчивые позиции на рынке товаров и услуг. Поэтому вопросы управления инновационной деятельностью конкурентоспособных предприятий неоднократно становились объектом научных исследований На современном этапе возникает насущная необходимость системного подхода к анализу и выявлению путей повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, выделение важнейших факторов, которые в короткий срок способны повысить эффективность процесса управления конкурентоспособностью предприятий.

В современных условиях хозяйствования осуществления успешной конкурентной борьбы является одной из главных задач предприятия. Кроме того, постоянно идет процесс развития средств и методов производства, что приводит к еще большей конкуренции, поэтому предприятию нужно беспокоиться о своей конкурентоспособности. Достижение и сохранение отечественной экономикой конкурентоспособного в мире уровня возможно лишь при условии обеспечения конкурентоспособности основного звена экономики – предприятия.

Для управления конкурентоспособностью предприятия, моделирование этих процессов необходимо исследовать и выделить факторы ее повышения

По сферам влияния факторы делятся на две группы:

– внутренние,
– внешние.

К внешним факторам можно отнести:

– деятельность государственных властных структур (фискальная, кредитно-денежная политика, законодательство);
– развитие смежных и обеспечивающих отраслей;
– характеристику спроса;
– хозяйственную конъюнктуру, которая характеризуется состоянием рынков сырья и материальных ресурсов, трудовых ресурсов, средств производства, финансовых ресурсов и др..

К внутренним факторам относятся: ​​

– деятельность руководства и аппарата управления предприятием;
– система технологической оснастки;
– кадровое обеспечение;
– обеспеченность сырьем, материалами и полуфабрикатами и т.п..

Особая роль в современных условиях отводится инновационной деятельности на предприятиях – внедрению инновационных процессов как в производство, так и в сфере управления кадрами, материально-техническим обеспечением, сбытом и т.д..

Читайте статью  Организационное обеспечение социальной ответственности бизнеса как фактор повышения конкурентного потенциала предприятия

Известно много способов повышения конкурентоспособности, одним из которых является внедрение инноваций

Между конкурентоспособностью и инновациями прослеживается определенная взаимосвязь, которая исходит из определения этих понятий. Инновации создают новые методы достижения конкурентоспособности или лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых средств. Можно выделить несколько главных преимуществ, первой среди которых является снижение цены – один из самых эффективных факторов конкуренции, но это приводит к снижению прибыли. Чтобы этого не допустить необходимо осуществить определенные меры, а именно, создание новейшего продукта, которому нет аналогов, или создать конкурентные преимущества существующего продукта, то есть модернизация. Второй, но не менее важной, является освоение новых сегментов рынка, предоставляющая абсолютное преимущество перед конкурентами. Создавая новую продукцию предприятие становится безусловным монополистом, позволяя назначить любую цену, ограничиваясь тем, сколько покупатель согласен заплатить за удовлетворение своих потребностей.

При этом, как показывает мировая практика, эффект инновационной деятельности предприятия с точки зрения его конкурентоспособности имеет три составляющие:

1) повышение конкурентоспособности товара создает конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу;
2) привитие новых потребностей, создает конкурентные преимущества на отдаленную перспективу;
3) повышение эффективности производства, трансформирует конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность предприятия.

Товар, в котором реализовано «ноу-хау», сохраняет конкурентоспособное преимущество до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность использованного в нем «ноу-хау». Товаропроизводители, заинтересованы в приобретении, для повышения конкурентоспособности своей продукции, или заключают соглашения с владельцем «ноу-хау» о возможности их использования, или пытаются приобрести конфиденциальную информацию неправомерными средствами. Таким образом, инновации являются фактором конкурентоспособности предприятия, но, как показывает мировой опыт, практически любое достижение можно повторить.

Используемые на большинстве предприятий технологии сегодня не способствуют обеспечению необходимых стоимостных и качественных показателей, которые бы позволили выдержать конкуренцию как на внутренних, так и на внешних рынках. Важным следствием новых технологий является рост производительности труда и повышение качества продукции. Первое непосредственно связано с количеством продукции, производимой единицей оборудования и одним рабочим, второе касается управления качеством, оформления внешнего вида и практически всех характеристик, повышающих ценность (стоимость) продукции и услуг. И под угрозой спада находятся те предприятия, которые демонстрируют неспособность к постоянному внедрению новых технологий в процессы производства и маркетинговую деятельность.

0050560

Концентрация усилий отечественных предприятий на освоении новых изделий и услуг (новаций) необходима также из-за спада производства традиционных товаров

Многие виды продукции не пользуются спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках через собственную НЕ конкурентоспособность. Для выживания предприятия должны отказаться от выпуска неконкурентоспособной продукции, осуществлять активный поиск новых потребителей, новых посредников, новых рынков.
В условиях конкуренции инновационное развитие предприятия ориентируется на завоевание большей доли рынка, увеличение прибыли, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического развития. Конкуренция рассматривается как главный побудительный механизм активизации инновационной деятельности субъектов хозяйствования.

Стремясь получить лидерские позиции в окружающей бизнес-среде, предприятия должны постоянно модифицировать свои конкурентные преимущества. А в процессе осуществления стратегического управления инновационными процессами важно принимать нестандартные решения, не являются легкодоступными для восприятия конкурентами.

Читайте статью  Механизм взаимосвязи коммуникаций с процессами сбыта

Большое значение имеет изучение опыта предприятий, которым удается успешно заниматься инновационной деятельностью.

0050561

Основными факторами формирования потенциала инновационного развития предприятия являются:

– Создание прогрессивной организационной структуры управления, ориентированной на работу в рыночных условиях;
– Наличие мощного кадрового потенциала и энергичного руководства, способного к восприимчивости инноваций;
– Положительные показатели деловой активности предприятия, его высокая репутация среди партнеров и потребителей;
– Внедрение конкурентоспособных технологий и прогрессивного оборудования;
– Достижение высокой культуры производства;
– Своевременное и полное обеспечение необходимой информацией о последних достижениях науки и техники в соответствующей сфере деятельности, об изменениях в структуре потребностей потребителей, о возможности и потенциал конкурентов.

По мнению Питера Ф. Друкера, значительных успехов в инновационной деятельности можно достичь на основе определенной области знаний и достижения в нем совершенства.

В основу успешной инновационной деятельности положено следующие положения:

– Во-первых, целенаправленная и систематическая инновационная деятельность начинается с анализа имеющихся возможностей. Следует организовано на периодической основе, осуществлять поиск источников инновационных возможностей, подробно их оценивать и изучать.

– Во-вторых, инновацию нужно рассматривать как в концептуальном аспекте, так и в аспекте ее восприятия, прежде всего, ожиданиями, потребностями и ценностными ориентациями потребителей. То есть, обязательным является учет готовности рынка принять соответствующую инновацию.

– В-третьих, эффективность инновации определяется ее простотой и четкой сфокусированность. Даже инновации, порождают новые способы использования товаров или услуг, открытие новых рынков, должны ориентироваться на конкретное, четкое, осознанное использование. Они должны ориентироваться на удовлетворение конкретных потребностей, на обеспечение конкретных конечных результатов.

– В-четвертых, целесообразно начинать инновации с малого, так, чтобы на них не нужно было тратить значительные денежные средства, направляемые организация не требовала привлечения значительного количества работников, чтобы рынок их использования был ограниченным. В противном случае время для внесения поправок и изменений, необходимых для успеха инноваций, обычно не хватает.

– В-пятых, все предпринимательские стратегии, в основе которых лежит стремление использовать инновации, должны быть направлены на достижение лидерства в отдельно взятой отрасли. Иначе они просто создавать новые возможности для конкурентов.

0050562

Инновации и предпринимательство является целенаправленной деятельностью, которую можно и нужно необходимым образом организовывать

Обязанностью руководителя является нахождение путей превращения новаторской идеи в жизнеспособный бизнес или услугу.

Следовательно, внедрение инноваций и систематическое ведение инновационной деятельности предприятиями является необходимым условием повышения их конкурентоспособности. Это позволяет субъектам хозяйствования увеличивать продолжительность жизненного цикла своего существования и постоянно повышать эффективность своей деятельности. Высокий кадровый, научно-технический и интеллектуальный потенциал могут стать главными двигателями инновационного развития на данном этапе своего развития. Чтобы этого достичь, необходимо лучше переосмыслить все возможности инновационного развития конкурентоспособности, и главным является применение этих возможностей в работе предприятий.

vote
Article Rating

Похожее ...

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x