Особенности формирования конкурентной стратегии торговых предприятий в условиях повышенной турбулентности внешней среды

Особенности формирования конкурентной стратегии торговых предприятий

Особенности формирования конкурентной стратегии торговых предприятий

В условиях рыночной трансформации, для эффективного ведения конкурентного соперничества необходимо иметь определенные конкурентные преимущества, которые создают своего рода «прочное основание» для обеспечения конкурентоспособности торгового предприятия по сравнению с предприятиями-конкурентами. Однако, несмотря на глубокий теоретический уровень проработки вопросов

стратегического управления конкурентным потенциалом, остаются недостаточно разработанными практические аспекты определения типа конкурентной стратегии предприятия в условиях неопределенности и турбулентности внешней среды. Неопределенность проявляется через степень изменчивости и сложности бизнес-среды, которые растут с повышением уровня динамичности, определяется темпом и частотой изменений.

Формирование конкурентной стратегии торгового предприятия в современных условиях в большинстве случаев осуществляется не только и не столько под влиянием внутренней управляющей системы, но в большей степени под влиянием внешней среды, которое в условиях повышенной неопределенности более целесообразно назвать турбо средой. Данная среда превращает линейный процесс в турбулентный, протекающее с множеством вероятностных траекторий дальнейшего развития.

Турбулентность внешней среды характеризует изменения во внешней среде, которые происходят с высоким уровнем неопределенности и непредсказуемости. Фактически проблема турбулентности внешней среды обусловлена физической неспособностью руководства и менеджеров предприятия просчитать цепочки взаимосвязей всех изменений, происходящих в бизнес-среде, и оценить результаты их воздействия на предприятие.

1000000261

К основным признакам турбулентности внешней среды, которые оказывают значительное влияние на формирование конкурентной стратегии торгового предприятия можно отнести:

1) ускорение скорости материальных, финансовых, информационных и логистических потоков. Скорость указанных потоков особенно наглядно проявляется в современных условиях работы торгового предприятия, когда нарушается выполнение договорных соглашений, движения и оформления документооборота, поставки продукции и ее реализации;

Читайте статью  Контроллинг на предприятиях зообизнеса

2) интенсивность движения элементов экономической системы, проявляется в постоянном пересмотре условий соглашений, отклонении торговых и финансовых процессов от заданных параметров, острая нехватка или избыток товарных ресурсов;

3) давление внешнего институциональной среды, особенно налоговых органов в части порядка исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов в бюджетную систему, а также ужесточение политических, юридических, экологических, социальных и других ограничений;

4) концентрация управленческих воздействий для выделения нестандартных явлений и процессов ранее не влияют на деятельность предприятия.

При этом, чем выше турбулентность внешней среды, тем агрессивнее должно быть поведение предприятия. Однако, как показывает опыт практической деятельности, некоторые торговые предприятия полностью используют предоставляемые им возможности, а другие отзываются на внешнее воздействие с опозданием. Именно от конкурентного потенциала (его объема, эффективности управления) зависит качество пристраивания торгового предприятия к изменениям внешней среды и, учитывая его турбулентность. Способность к своевременной реконфигурации имеющегося конкурентного потенциала для достижения намеченных целевых ориентиров.

1000000260

Уровень турбулентности внешней среды и возможности предприятия являются ключевыми параметрами, которые определяют выбор конкурентной стратегии предприятия на плановый период

Известный специалист в области стратегического управления И. Ансофф создал модель внешней среды, для которого характерны пять уровней турбулентности – от самого слабого и легко прогнозируемого к наиболее меняющегося и непредсказуемого. По мнению ученого для каждого из этих уровней может быть разработана модель предполагаемой турбулентности для определения основных возможных траекторий стратегического поведения предприятия.

Читайте статью  Механизм и этапы принятия решения по слиянию или поглощению компаний

Данная модель основана на трех переменных:

– уровня турбулентности внешней окружения предприятия,
– степени агрессивности стратегического поведения предприятия во внешней среде,
– реактивности руководства предприятия (то есть его способности быстро реагировать на внешние изменения).

Согласно указанной стратегической парадигмы деятельности предприятия оптимизируется, когда предприятие обеспечивает соответствие агрессивности и реактивности предприятия турбулентности внешней среды.

1000000263

Уровень турбулентности, согласно точки зрения И.Ансоффа, определяется комбинацией следующих факторов:

– Непостоянства рыночной среды;

– Скоростью изменений;

– Интенсивности конкуренции;

– Внутренними возможностями предприятия;

– Конкурентными преимущества;

– Уровнем давления со стороны правительства и отдельных влиятельных групп.

Чем выше турбулентность среды, тем агрессивнее должно быть поведение предприятия. Но, как показывает опыт, торговые предприятия по-разному используют полностью используют свои возможности. Одни предприятия имеют высокий уровень адаптивности к изменениям внешней среды. А другие реагируют на внешнее воздействие с опозданием.

Несмотря на это, при формировании конкурентной стратегии торгового предприятия необходимо учитывать фактический уровень эффективности использования конкурентного потенциала и возможности предприятия противостоять сопротивлению изменениям внешней среды. С целью достижения намеченных стратегических ориентиров и получения желаемых результатов.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о