Подходы к управлению стратегическими партнерствами предприятий

Подходы к управлению стратегическими партнерствами предприятий

Подходы к управлению стратегическими партнерствами предприятий

Одной из главных тенденций в развитии современного предпринимательской среды является изменение принципов формирования деловых отношений между партнерами в том числе и между конкурентами. Признаком времени является демонстрация целенаправленных усилий предпринимателей на обеспечение конкурентоспособности и эффективности бизнеса за счет использования потенциала меж фирменной кооперации, основанной на долговременной основе и предполагает определенную взаимную согласованность и контроль рыночного поведения для достижения общих целей. Примерами указанного сотрудничества является формирование многочисленных стратегических альянсов, совместных предприятий, бизнес-сетей, соглашений о стратегическом партнерстве, консорциумов и т.п..

Однако, стоит отметить, что отечественные предприниматели сегодня еще не полностью осознают возможности и преимущества формирования стратегических партнёрств со своими партнерами и особенно конкурентами. Как правило, стратегические партнерства в стране создаются крупными компаниями, часто одна из которых является иностранным.

Однако, зарубежный опыт показывает, что потенциал стратегических партнёрств в малом и среднем предпринимательстве не менее значимым, поскольку может способствовать получению таких преимуществ, как:

– Расширение каналов маркетинга и продаж;

– Доступ к технологиям и интеллектуальной собственности партнера;

– Увеличение финансовых ресурсов;

– Усиление бренда на рынке с помощью имиджа и репутации партнера;

– Ускорение разработки новых товаров и выход с ними на рынок;

– Увеличение знаний и навыков за счет опыта партнера;

– Уменьшение производственных, логистических и трансакционных расходов и т.п..

Для отечественного бизнеса, несмотря на очевидные рыночные выигрыши, опыт стратегических партнерств еще не стало повседневной практикой

Хотя исследования показывают, что попытки формирования подобных партнерств в предпринимательской среде существуют. Важнейшими сдерживающими факторами являются трудности в выработке эффективных механизмов управления подобными структурами. Что обусловлено необходимостью согласования интересов различных сторон и низким уровнем доверия в отечественном бизнес среде. В связи с указанным, практической важность приобретает разработка теории управления партнерствами на основе межфирменной кооперации. А также формирование дифференцированных методических подходов к управлению различным типами партнерств.

Нерешенные части общей проблемы. Анализ научной литературы показывает, что в поле научных исследований актуальным остается исследование механизма управления стратегическими партнерствами. Определения их критериев дифференциации для разработки подходов к формированию координации и контроля с целью создания эффективной модели бизнес-взаимодействия предприятий.

Учитывая выше сказанное, цель представленного исследования заключается в формировании дифференцированного подхода к управлению различными типами стратегических партнерств, а также выявлении факторов, влияющих на этот процесс.

Стратегические партнерства начали появляться в 80-х годах прошлого века и в основном назывались стратегическими альянсами (союзами). Как правило, они возникали между западными компаниями и их соперниками из Азии и по организационной форме представляли собой осложненные аутсорсинговые соглашения или совместные предприятия. Руководство таких компаний стремилось подобным способом расширить клиентскую базу, географию присутствия или сферу влияния продуктов своей компании, приобрести навыки, опыта или технологии, разделить с партнером постоянные расходы или получить доступ к новым ресурсам. Специалисты отмечают, что 80% совместных предприятий имели дальнейшие изменения владельцев в бизнесе и заканчивались продажей бизнеса одним из партнеров другому. Средняя продолжительность альянсов составляла около семи лет.

620

Стоит акцентировать внимание, что вокруг срока стратегического альянса не стихают дискуссии

Это связано с тем, что юридического определения стратегического альянса не существует, поскольку межфирменное взаимодействие носит часто неформальный характер и опосредуется обычными хозяйственными соглашениями или даже устными договоренностями. Указанный термин используется многими авторами, но они вкладывают в него разный смысл. Именно поэтому считаем целесообразным сначала отметить, что под стратегическим партнерствами мы понимаем не только международные альянсы крупных компаний, являющихся конкурентами в определенной области. На наш взгляд, стратегическое партнерство – это особая интеграционная структура двух или более независимых компаний. Основанный на доверии и направлен ​​на достижение коммерческих и стратегических целей, получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов, оптимизации трансакционных издержек. От традиционной экономической интеграции она отличаются тем, что связи, которые возникают между экономическими субъектами являются устойчивыми и долгосрочными при этом происходит делегирование контроля над управлением совместной деятельностью при отсутствии юридически оформленного трансфера прав собственности.

Долгосрочный характер отношений в стратегических партнерствах способствует тому, что между участниками формируются определенные нормы и правила поведения часто основаны на доверии. Побуждающие партнеров считаться с интересами других и для улаживания конфликтных ситуаций не обращаться к “третьей” стороны, способствует стабильности структуры.

Читайте статью  Психофизиологический портрет современного топ-менеджера

Учитывая выше сказанное, стратегическое партнерство мы можем определить как структуру, в рамках которой:

– Компании сохраняют свою юридическую самостоятельность;

– Участники четко осознают стратегическую цель совместной деятельности, достичь которую самостоятельно ни один из них не может;

– Существует согласованный механизм регулирования и контроля, который предусматривает распределение полномочий, задач, рисков, доходов и ответственности между участниками на основе создания “внутренних” норм и правил, которые не противоречат установленным государством;

– Взаимодействие между партнерами носит долговременный характер, что обеспечивает более высокий уровень информационной прозрачности между ними и усиливает интеграционные тенденции внутри партнерства.

Сохранение независимости компаний в рамках стратегического партнерства является причиной возникновения проблем в управлении, в частности порождает конфликты по координации, распределения ответственности и контроля. Выработка общих подходов к решению проблем в управлении стратегическими партнерствами осложняется тем, что на практике они очень разнообразными и имеют свою специфику в зависимости от отраслей, корпоративной культуры, цели сотрудничества и т.п.. В основу классификации стратегических партнерств учеными были положены различные критерии. Которые отражают определенные особенности этих структур, но мало что дают для решения управленческих проблем.

618

На наш взгляд, важным с точки зрения управления критерием классификации стратегических партнерств является тип модели создания потребительской ценности

Стоит отметить, что за последние десятилетия произошли фундаментальные изменения в способе формирования потребительской ценности. Р. Норманн и Р. Рамирес считают, что современная потребительская ценность стала более “насыщенной”. Они понимают “насыщенность” как меру количества информации, знаний и других ресурсов. Которым экономический субъект должен обладать в определенный момент времени, чтобы создать собственную стоимость. Технологические изменения обусловили появление таких товаров, воплощают в себе признаки как материальных продуктов, так и услуг. Это привело к тому, что отдельно взятая компания сейчас редко способна создать потребительскую ценность полностью автономно.

Современная система создания потребительской ценности представляет собой результат сложной совокупности экономических операций и согласований между поставщиками, потребителями, менеджерами и специалистами и образуется не только в последовательных цепях, но и в сложных сетях экономических отношений. Таким образом, систему создания потребительской ценности в стратегическом партнерстве можно рассматривать как набор конкретных видов деятельности, осуществляющих участники, опираясь на ресурсы, навыки, знания и способности, которые им принадлежат. При этом важно оценивать надлежащие партнеру способностей с точки зрения их способности к обновлению и развитию. Исследование стратегических партнерств с точки зрения их систем создания потребительской ценности, позволяет отметить, что эти системы различаются по степени определенности деятельности, ее формализации и детерминированности.

617

Если компании работают в традиционном бизнесе, производят конкретные товары, их деятельность хорошо известна, то очевидно, что неопределенность в функционировании будет наименьшей. А значит стратегическое партнерство между ними будет менее проблемным для менеджмента. Если компании, которые вступают в стратегическое партнерство нацелены на расширение и обновление бизнеса с помощью улучшения продукта или бизнес-процесса, степень детерминированности процессов уменьшается, поскольку компания сталкивается с новыми для себя ресурсами, знаниями. Которые частично создаются в процессе именно совместной деятельности. На управление такими партнерствами влиять больше факторов неопределенности. Наконец, можно выделить следующие системы создания потребительской ценности. Которые с точки зрения детерминированности деятельности, будут почти полностью неопределенными. Речь идет о партнерствах направлены на создание нового бизнеса на основе разработки новых технологий.

Стратегические партнерства в традиционном бизнесе могут возникать между компаниями как по вертикальным, так и по горизонтальному принципу сотрудничества

Вертикальные стратегические партнерства дают возможность наладить более экономичное производство путем снижения затрат, сокращения производственного цикла, уменьшение товарных запасов, более точного соответствия между производством и реализацией. Указанных целей компании достигается путем объединения логистических каналов, перекрестных продаж, коммуникаций с потребителями. Горизонтальные стратегические партнерства, как правило, формируются между конкурентами и задачам их объединения является расширение продаж за счет создания больших выгод для потребителя. Использование общих торговых марок и маркетинговых коммуникаций. Примером могут быть хорошо известны стратегические альянсы авиаперевозчиков, производителей автомобилей и т.п.. С точки зрения управления в таких партнерствах производственные операции, знания и навыки хорошо известны, а потому значительно менее рисковыми.

Однако, для достижения тех задачах, о которых говорилось выше, партнеры должны быть высокоспециализированными, что порождает необходимость интеграции и обязательного согласования и координации планов по производству, транспортировки, складирования и т.д.. Таким образом, эффективное управление в таких партнерствах возможно лишь при оперативном взаимном обмене информацией с помощью компьютерных сетей, выходящих за пределы отдельной компании. В целом стратегические партнерства в традиционном бизнесе достаточно стабильными и распространенными. Но они должны иметь координационный центр. Который бы обеспечивал высокую координацию их деятельности. Таким центром может быть отдельная компания, которая берет на себя роль интегратора, или рабочая группа, образованная из представителей компаний. Специалисты утверждают, что лучший результат такой координационный центр обеспечивает в случае, когда персонал освобожден от других обязанностей и предпочитает этой работе.

Читайте статью  Особенности формирования комплексной системы риск-менеджмента

Для расширения и обновления бизнеса компаниям довольно часто оказываются необходимыми коллективные усилия, а также ресурсы и знания, которые находятся во внешней среде

Выполнение этого достаточно сложного задачей, как правило, происходит на межотраслевой основе путем образования соответствующего стратегического партнерства. В качестве примеров подобных партнерств можно привести выполнение целевых проектов в строительстве, дизайне, проектировании, прикладных научных разработках и т.д.. Интеграция компаний, направленная на улучшение существующих товаров и бизнес-процессов. Предполагает владение умением не только использовать специализированные знания участников, но и расширять их совместными усилиями. Специалисты задействованы в таких проектных командах должны уметь хорошо понимать друг друга, даже если они являются профессионалами в различных сферах.

Управление стратегическими партнерствами созданными для расширения и обновления бизнеса требует определенного балансирования между жестким и слабым согласованию и координацией

Исследователи отмечают, что в случае, когда для выполнения определенного проекта достаточно использования уже известных технологий и существующих информационных баз. Целесообразным является установление более жесткой координации и контроля. В случаях, когда для выполнения проекта возникает потребность в поиске нового знания. Но для этого отсутствует достаточная самостоятельность участников, ресурсы и время. В долгосрочном периоде жесткая координация может привести к потере инновационности компаниями.

В современной экономике распространение получили также партнерства компаний, работающих в сфере научно-технических разработок и целью ставят создание нового бизнеса на основе развития принципиально новых технологий, товаров, бизнес концепций и т.д.. Сфера инновационных разработок, особенно если они носят радикальный характер, отмечается значительной степенью риска и неопределенности. Указанное относится как к способам, сроков, стоимости создания инновационных продуктов, так и к перспективам их коммерческого применения. В такой ситуации управления стратегическими партнерствами будет характеризоваться высокой неопределенностью процессов, умений, знаний по созданию потребительской стоимости. Особенно важным аспектом управления является выделение и осмысление часто распыленных радикальных технологических и бизнес идей.

Для того, чтобы решить эту задачу необходимо привлекать персонал, имеющий опыт коммуникаций в виртуальных сетях, сотрудничает с научными центрами и университетами. Стоит отметить, что несмотря на низкую детерминированность деятельности в таких стратегических партнерствах, менеджмент должен направлять свои усилия на разработку определенной стратегии технологического развития.

614

В практике зарубежных компаний такая деятельность воплощается в разработках “дорожных карт”, “повестки дневной” и другие

Развитие, координация и контроль в таких партнерствах осуществляется наиболее авторитетным участником. Им может быть как крупная компания, так и малая инновационная компания, владеющая перспективным технологическим решением. Состав участников в подобных стратегических партнерствах может динамически изменяться в зависимости от изменения научных и технологических тенденций, но при этом должно сохраняться гибкость и широкие возможности для межфирменных коммуникаций. Примерами такого типа стратегического сотрудничества является виртуальные, инновационные, научные партнерства компаний.

Исследование деятельности стратегических партнерств показывает, что самым большим препятствием к их образованию есть трудности, возникающие в процессе управления такими структурами. Для их устранения целесообразна разработка дифференцированного подхода, поскольку существующие стратегические партнерства чрезвычайно различаются по составу участников, целью деятельности, формами и теснотой взаимосвязей и т.д.. На наш взгляд, выработка такого подхода должно осуществляться на основе классификации стратегических партнерств по критерию системы создания потребительской ценности. Применение такого подхода дает понимание особенностей механизма управления стратегическими партнерствами при использование различных моделей создания потребительской ценности и позволяет выбрать наиболее целесообразные способы координации и контроля. Что обеспечит рост эффективности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

vote
Article Rating

Похожее ...

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x