Потребности, их виды и классификация

Потребности, их виды и классификация

Потребности, их виды и классификация

Каждому человеку для поддержания нормальных условий жизнедеятельности нужны определенные материальные и нематериальные блага. Еда, одежда, жилье, бытовые вещи, различные услуги. Потребность людей в то, желание иметь то это и есть потребности. Потребность (в определенном смысле этого слова) это особое психологическое состояние человека, ощущения или осознания (неудовлетворенности), несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности.

Поэтому потребность становится толчком к активности, направленной на устранение несоответствия, которая возникла. Человек обретает реальные возможности удовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей имеет место депрессия или замена определенную потребность другой, ближайшей к ней. Так нельзя поступить только с потребностями, которые напрямую связаны с жизнеобеспечением.

В экономической науке понятие потребность определяется как проявление необходимости иметь определенные блага, желание обладать ими, ощущение недостатка, если желание остается неосуществимым.

Классификация потребностей человека

• Биологические – обеспечивают важнейшие жизненные функции организма человека.
• Социальные – для активного взаимодействия человека и общества.
• Материальные – для обеспечения жизнедеятельности человека (предметы быта, одежда и т.д.).
• Духовные – для повышения уровня знаний и культурного уровня человека (книги, газеты, журналы, музыка, кино, театр).

560

Потребности человека зависят от многих факторов: уровня развития конкретного человека, общества, окружающих условий жизни. Потребности многообразны и сложны.

Но, несмотря на их количество и многообразие, все потребности можно выделить в определенные группы, т.е. классифицировать. Такая классификация может быть осуществлена ​​по различным критериям, в современной отечественной экономической литературе авторы приводят различные классификации потребностей. Стоит рассмотреть наиболее распространенные и общепризнанные.

Читайте статью  Упаковка и конкурентоспособность зоотоваров

Потребности можно разделить на биологические, которые обеспечивают важнейшие жизненные функции организма человека

Социальные, которые необходимы для активного взаимодействия человека и общества (общение, обучение, дружба).

Материальные, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека (предметы предметы быта, одежда, обувь и т.п.).

Духовные для повышения уровня знаний и культурного уровня людей (книги, газеты, журналы, музыка, кино, театр и т.п.).

По субъекту (носителями потребностей) различают индивидуальные, групповые, коллективные и общественные потребности.

Вместе с развитием человека происходит развитие их потребностей. В современном обществе недостаточно удовлетворять потребности в пище, помещении, одежде. Все большее значение приобретает удовлетворение духовных, культурных, образовательных потребностей.

Сначала потребности человека в пище, одежде и жилье были минимальными. Впоследствии появляется потребность разнообразить еду, делая ее более калорийными и качественной, покупать красивый и модный одежду, создавать комфорт и уют в своем доме. Например, трудно представить современную женщину; которая живет в пещере или одевается в шкуру собственноручно убитого на охоте зверя. Или, скажем, то, что нынешние бабушки и дедушки в свои 15 16 лет даже не слышали о компьютере, а некоторые даже не знал, что такое телевизор.

Читайте статью  Делать ли паузу на спецмероприятиях?

559

Итак, потребности человека не только количественно увеличиваются, но и изменяются качественно. Можно сделать вывод, что потребности человека безграничны в своем развитии и имеют тенденцию к росту, то есть к качественным и количественным изменениям.

Согласно теории А. Маслоу есть пять групп потребностей:

• Физиологические потребности;
• Потребности в безопасности;
• Социальные потребности;
• Потребности в признании и уважении;
• Потребности в самореализации.

Потребности не существуют сами по себе, это всегда потребность конкретного человека. необходимости всегда осознаются человеком, им предоставляется конкретное смысловую окраску, связано со своеобразием интересов конкретного человека, его физическими и психологическими особенностями и вкусами.

Среди факторов, влияющих на формирование потребностей, особое место занимают:

– возраст человека,
– культурные традиции и привычки,
– пол,
– климатические условия,
-уровень доходов и т.п..

558

Значительное влияние на потребности оказывает реклама.

Потребности существуют также у коллективов, предприятий и правительств. Предприятия стремятся распоряжаться тем, что позволит им реализовать определенную цель, например: сооружениями, зданиями, транспортными средствами, необходимыми информационными системами. Правительство (общество, местное сообщество), воплощая коллективные потребности граждан или свои собственные, заботится о будущих поколениях, стремится строить автодороги, больницы, учебные заведения, обеспечивает военную охрану и т.п., эти потребности могут быть текущими или перспективными.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о