Приемы внутреннего контроля для швейного предприятия зообизнеса

Приемы внутреннего контроля для швейного предприятия зообизнеса

Приемы внутреннего контроля для швейного предприятия зообизнеса

Внутрихозяйственный контроль с позиции практики является одним из важнейших рычагов, с помощью которого осуществляется воздействие на хозяйственную деятельность предприятия. Это система непрерывного наблюдения за эффективностью использования имущества предприятия, законностью и целесообразностью хозяйственных операций и процессов, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. В то же время, внутрихозяйственный контроль является составной частью рыночного механизма, одним из приемов проверки того, как выполняются принятые решения, важнейшей функцией управления экономикой. Он выполняет свои функции с помощью метода, который является системой методических приемов. Исследование сути метода, методики и методических приемов контроля актуальны, потому что именно от знания этих понятий и правильности их выбора зависит эффективность и рациональность контроля на предприятии, возможность выявления, предотвращения неточностям и ошибкам в хозяйственной деятельности, управлении и исправления их.

Перестройка управления предприятиями сферы услуг в условиях рыночных отношений предполагает изменения в системе контроля

С помощью которого выявляют фактическое состояние на предприятии, определяют причины разного рода отклонений от норм производства, выявляют неиспользованные или потерянные резервы и ресурсы. В современных условиях, чтобы определить способы рациональной организации внутреннего контроля необходимо пересмотреть подходы к определению его методов и усовершенствовать их максимально приближая теории контроля к практике.

В экономической литературе советского периода был принят единый подход к разделению методов внутреннего контроля в зависимости от источника информации методы документального и фактического контроля с детализацией их по составу на методические приемы. Впоследствии методические мероприятия, которые используются при контроле, разделили в зависимости от времени осуществления контрольных действий. По этому критерию выделены методические приемы предварительного, текущего и последующего контроля. По нашему мнению, такое определение метода внутреннего контроля является слишком упрощенным. Оно целесообразно в практическом плане с целью проверки хозяйственных операций и процессов. Мы считаем, что метод контроля не должен определяться в зависимости от каких – либо признаков классификации внутреннего контроля.

По мнению Белухи М. Т. метод внутренне хозяйственного контроля характеризуется общенаучными и конкретными научными эмпирическими методическими приемами, которые делятся на органолептические, расчетно-аналитические, документальные, обобщающие и реализацию результатов контроля. На наш взгляд, в некоторых методических приемах, обосновывает М. Т. Белуха применено не только присущие хозяйственном контроля приемы, но и те, что используются в других науках, в частности в управленческом учете, экономическом анализе, финансах и тому подобное. Вместе с тем Избицкое Л. М., характеризуя методы внутреннего контроля специфическими приемами и способами, выделяет: проверку выполнения принятых решений, обследование, технический контроль, экономический анализ, инвентаризация, ревизия.

Нападовская Л.В. считает, что метод контроля следует характеризовать взгляд приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов

Она выделяет следующие приемы: определение реального состояния объекта, сопоставление, оценка, среда контроля, учетную систему. Такой взгляд является глубокой теоретической основой для разработки модели организации контроля на предприятии с учетом взаимосвязи между структурными подразделениями.

Нетрадиционный подход к определению метода внутреннего контроля предлагает Л.В. Сотникова, которая считает, что “несмотря на большое количество видов деятельности предприятия, существует только пять типов метода контроля: распределение обязанностей, система независимых проверок, физические способы контроля и охраны, документальный контроль, система подтверждения полномочий”. Автор детализирует каждый из предложенных типов метода контроля не методическими приемами, а контрольными процедурами. По нашему мнению, предложенные метода контроля не полностью соответствуют первоначальной сущности понятия метода как способа исследования.

Читайте статью  Конкурентоспособность - ключ к рыночному успеху компаний

Хозяйственный контроль как вид управленческой деятельности обладает широким арсеналом методических приемов, а его системность, на наш взгляд, возможна лишь при условии комбинированного использования различных способов контроля: документальных, фактических, расчетно – аналитических, обобщение информации. Один из ключевых путей реализации контрольных функций на предприятии – это установление основных принципов организации контроля, то есть основных требований к организации контроля для достижения эффективного результата.

b71803_c6b

Поэтому, на наш взгляд, именно эти элементы являются основой понятия «метод хозяйственного контроля», в частности, внутрихозяйственного. Итак, можно утверждать, что метод внутрихозяйственного контроля – это упорядоченная, целенаправленная совокупность взаимосвязанных принципов, правил, способов, приемов и средств контроля за системного изучения исследуемого объекта в процессе реализации контрольных функций.

Внутрихозяйственный контроль – это сложная деятельность, требующая соответствующей организации

Она должна быть связана и обусловлена ​​методологическими особенностями предмета контроля. Развитие организационных форм внутрихозяйственного контроля связан с построением общей логики и формированием специфических принципов, на которых должны основываться все практические решения.

Обобщая взгляды разных авторов, можно утверждать, что принципы контроля сводятся к двум основным группам – общие и специфические. К общим принципам контроля относятся законность, диалектическое развитие, массовость, гласность, независимость, эффективность, целесообразность, комплексность с системой управления и т.д..

Группу специфических принципов, достаточно обоснованнал, по нашему мнению выделил проф. Валуевым Б. И., который причислил к ним:

– принцип системного упорядочения организации контроля;
– принцип приближения контроля к объекту;
– принцип иерархичности контроля, принцип делегирования полномочий и ответственности;
– принцип взаимодействия с другими функциями;
– принцип целесообразности взаимодействия элементов функции контроля;
– принцип последовательности контроля во времени.

В ходе исследования мы проанализировали формулировки принципов хозяйственного контроля и особенности практической деятельности и опыт хозяйствования предприятий сферы услуг.

С учетом этого предлагаем выделить следующие принципы внутрихозяйственного контроля для исследуемых предприятий:

1) принцип системного подхода, суть которого заключается в том, что система по предоставлению услуг должна быть организована, чтобы все центры затрат и центры ответственности были охвачены контролем;

2) принцип последовательности контроля во времени, по которому результаты предварительного контроля должны использоваться в течение всего цикла;

3) принцип самостоятельности контроля, который предусматривает, что полнота ответственности за результаты контроля конкретных работников и способ его осуществления не должны базироваться на определенной зависимости и подчиненности работников;

4) принцип интенсивности проведения контроля, который означает, что контроль должен вестись в усиленном режиме независимо от состояния подконтрольного объекта и предварительных результатов контроля;

5) принцип максимального приближения контроля к объекту за счет делегирования ответственности специалистам предприятия;

6) принцип централизованного методического руководства процесса осуществления контроля;

7) принцип подчиненности контроля, по которому организационная схема контроля должна быть многоступенчатой ​​и должен предусматривать выполнение контрольных функций на всех уровнях;

8) принцип, согласно которому не допускается сосредоточение функций контроля в сфере влияния одного человека;

9) принцип взаимодействия с другими функциями управления;

Читайте статью  Управление закупочной деятельностью в цепи поставок

10) принцип целесообразности взаимодействия элементов функции контроля, их согласования в пространстве и времени. Это означает, что все элементы контроля должны быть взаимосогласованные для того, чтобы он выполнял поставленные задачи.

2g171

Взаимодействие этих принципов в организации контроля значительно улучшит управленческую деятельность предприятий сферы услуг систему управления в целом

Наши исследования показывают, что на предприятиях потребительской кооперации, предоставляющих платные услуги. состояние организации внутреннего контроля только частично соответствует вышеназванным принципам. Это требует применения рациональных подходов к организации внутрихозяйственного учета на предприятиях сферы услуг, учитывая их организационную структуру, масштабы деятельности производственных подразделений, коммуникативные связи между подразделениями и т.д.

Внутрихозяйственный контроль на предприятии и в его структурных подразделениях нужно организовывать в индивидуальном порядке с учетом общего подхода, который позволяет предоставить внутрихозяйственному контроля системный характер:

– Определение объектов и источников информации оперативного контроля;
– Установление оптимальных показателей, которые должны быть охвачены контролем;
– Разработка методики внутрихозяйственного контроля с применением самых эффективных приемов и методов;
– Разработка номенклатуры МВЗ и центров ответственности для организации выявления отклонений, а также классификаторов причин и виновников отклонений;
– Определение источников информации и составление ее потока;
– Назначение конкретных исполнителей контрольных действий;
– Разработка первичной документации и сводных реестров учета и установление способов контроля данных, отображаемых в них.

Для того, чтобы обеспечить качество внутреннего контроля

решающее значение имеет формализация процедур контроля за отдельными объектами и исполнителями контрольных функций. С этой целью мы разработали и предлагаем использовать на предприятиях сферы услуг Карты формализации процедур контроля, образец которой приведен в таблице.

В предложенных картах по конкретному объекту контроля систематизированы источники информации и определены методические приемы внутрихозяйственного контроля, имеет использовать конкретный субъект,. То есть исполнитель контрольных действий. Очевидно, что выбор конкретных источников информации, как и методов контроля обусловлен выбором объекта контроля. Например, для внутреннего контроля материальных затрат в такой карте с конкретным объектом контроля систематизированы источники информации и методические приемы внутреннего контроля, применяемые конкретный субъект.

018

Однако, при контроле и того же объекта (затраты на материалы), перечень используемых источников информации и методических приемов, существенно отличаться, что объясняется наличием различных обязанностей, прав и сфер ответственности субъектов контроля. Предложенные карты достаточно существенными элементами надлежащей организации внутреннего контроля и алгоритмизации процедур контроля в компьютерной среде.

Для определения внутреннего контроля как отдельной функции управления в современных условиях хозяйствования установить его метод и усовершенствовать его элементы максимально приблизив теории контроля к практике. Мы уточнили определение метода внутрихозяйственного контроля, что позволит Интегрированная подходить к изучению исследуемого объекта в процессе реализации контрольных функций.

Наряду с этим организуя внутри государственный контроль надо учесть системный подход, предусматривающий:

– определение объектов и источников информации, установления оптимальных показателей;
– разработка методики внутрихозяйственного контроля с применением эффективных приемов и методов контроля;
– определение источников информации и составление ее потока;
– определение конкретных исполнителей контрольных действий.

Для этого предложено использовать карты формализации процедур контроля, которые призваны решать ряд задач и повышать эффективность контроля на предприятиях сферы услуг.

Похожее ...