Развитие инновационного предпринимательства в стране в социокультурной парадигме

Развитие инновационного предпринимательства в стране в социокультурной парадигме

Развитие инновационного предпринимательства в стране в социокультурной парадигме

Сегодня современный мир превратился в среду постоянного внедрения инноваций, которые приобрели массовый и планетарного характера. Без нововведений невозможно представить общественную жизнь. Процесс внедрения, изготовление и распространение новых, усовершенствованных, улучшенных продуктов и услуг обеспечивают различные предприятия: от малых до мощных транснациональных корпораций. Предпринимательство стремится быть инновационным. Поскольку это уже не потребность, а необходимость, главное условие выживания и существования в рыночной среде.

Предпринимательская инновационная деятельность непосредственно связана с совершенствованием знаний, доведением инновационной идеи до разработки конкретного товара, услуги или технологии, которые пользуются спросом на рынке, с расчетом получить инновационный прибыль. Такая деятельность предусматривает осуществление целого комплекса практических мероприятий по подготовке и организации производственного процесса, модификации продукта и технологии, переподготовку персонала для выполнения новой задачи, применение новых технологий, оборудования и т.п., которые берет на себя организатор хозяйственного процесса – предприниматель.

Любая предпринимательская деятельность коммерческая по своей природе, поэтому в каждом случае предусматривает получение прибыли (дохода)

Но, так же как отношения между людьми не ограничиваются только экономической сферой, так и инновационная деятельность может осуществляться далеко за пределами предпринимательской деятельности.

В современных условиях в развитых странах мира инновации выступают как мощная движущая сила развития экономики и повышения ее конкурентоспособности. В противоположность этому в отечественной экономике инновации до сих пор не получили значение решающего фактора развития, то есть наша экономика продолжает сохранять по сути не инновационный характер. Причем негативные тенденции в этой сфере усиливаются.

На наш взгляд, одна из ведущих причин, в значительной мере обусловила инновационную несостоятельность развития современного предпринимательства, заключается в том, что в процессе рыночного реформирования постсоветской экономики с поля зрения общества полностью выпали духовный и морально-ценностный измерения предпринимательской деятельности. Реформаторами-либералами обществу была навязана утопическая догма, что достаточно передать государственную собственность в руки частных предпринимателей, как они автоматически превратятся в «эффективных собственников», обеспечат экономический рост, благосостояние населения, процветания своих стран на основе долгожданного инновационного развития. При этом совершенно игнорировался внутреннюю связь инновационной функции, именно отличает предпринимательство от бизнеса, с его личностной функцией, что приводит мотивационные особенности предпринимательской деятельности, в том числе и мотивации инновационной активности.

Читайте статью  Проблема эффективности дизайна печатных изданий в зообизнесе и их интернет - версий

В результате вместо осуществления инноваций, прогрессивных технологических сдвигов, требует огромного напряжения творческих сил предпринимателей, настойчивого преодоления ими реальных трудностей формирования новейших технологических укладов, новая предпринимательская элита страны направила свою инициативу и креативные способности преимущественно на присвоение природной ренты, замещение амортизации и инвестиций текущей прибылью , «приватизацию» части заработной платы своих работников и на реализацию теневых практик ведения бизнеса. В этих условиях большой бизнес никак не мог превратиться в движущую силу инновационного развития.

1000000250

Инновационное развитие способно инициировать и осуществлять только пассионарно настроенные люди

Дух пассионарности способен оказывать им чрезвычайные силы для решения и реализации сложных, невероятно тяжелых задач. Требующих огромного напряжения всех человеческих сил и которые невозможно решить на основе сугубо материального поощрения. Пассионарность вдохновляет людей на мощные свершения, инициирует их энергию и способность успешно действовать, противостоять опасным ситуациям и сопротивляться и преодолевать препятствия в самых неблагоприятных условиях. Дух пассионарности порождается не стремлением к прагматических целей личного обогащения. А не утилитарными ценностями полезности присвоенных субъектом благ и получения индивидом экономической выгоды, а служением личности высоким духовным идеалам и настоящим морально-этическим ценностям. Выдающийся немецкий философ Ф. Ницше, подвергая критике христианскую мораль, вынужден был признать ее непременное свойство – способность инициировать духовные энергии человека: «Однако мораль обладает не только всякого рода средствами запугивания … – она умеет« вдохновлять».

Таким образом, предпринимательство приобретает духа пассионарности, когда оно основывается не просто на реализации собственного частного интереса. А на желании служить прежде высшим идеалам, нравственным и духовным ценностям. На органическом сочетании собственного частного интереса с социальными значимыми интересами. Известный немецкий экономист и социолог М. Вебер, основательно проанализировав движущие силы инновационно-инвестиционной активности предпринимателей в западных странах, доказал обусловленность этой активности нормами протестантской морали. Само возникновение протестантства привело к формирование у предпринимателей отношение к своей хозяйственной деятельности как к выполнению религиозного долга. Что обусловило предоставления ими абсолютного приоритета целям накопления капитала, осуществления инвестиций в развитие бизнеса за счет пожертвования интересами собственного потребления, соблюдения аскетического образа жизни.

Читайте статью  Биотестирование, как метод оценки экологического состояния водных объектов

Дух же религиозной аскезы порождает предпринимательскую пассионарность, которая становится источником инновационного развития

«Мы сегодня можем расширить горизонт Веберовская дискурса, – утверждал выдающийся русский философ А.С. Панарин, – и, опираясь на современные данные, сделать вывод, что не одна только протестантская этика способна обуздать дух индивидуалистического потребительства в пользу накопления, но и другие виды религиозной этики. Вчерашнее японское и сегодняшнее китайское экономическое чудо это подтверждают. Конфуцианско-буддийский этический комплекс с не меньшей эффективностью укрощает безответственность гедонистического индивидуализма, чем протестантский».

Для того, чтобы предпринимательство в стране приобрело присущего ему по классическим взглядам признанных экономистов-теоретиков. Нам нужна такая предпринимательская элита, хозяйственное поведение которой обусловлена новым ценностным кодексом и основанными на нем мотивациями. Именно такая пассионарно настроенная элита, мотивации которой к предпринимательской деятельности. Кроме чисто экономических, включают и более высокие, способные вдохновлять на служение великим целям. Сможет взять на себя тяжелую работу по осуществлению инновационного прорыва в современном экономическом развитии страны. Таким образом, только обратившись к духовным истокам пассионарности, опираясь на традиционные национальные ценности, отечественное предпринимательство способно приобрести необходимую духовной энергичности. Для того, чтобы стать ведущим фактором инновационного развития нашей экономики, обеспечить ее современную модернизацию, осуществить переход к современному постиндустриальному обществу.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о