Роль новых медиа в формировании моральной паники

Роль новых медиа в формировании моральной паники

Роль новых медиа в формировании моральной паники

«Моральная паника» (moral panic), согласно большому толковому социологическому словарю, – преувеличенная средствами массовой информации общественная реакция на изначально малозначащую социальную девиацию, например, социальные беспорядки, связанные с модистами и рокерами. В рамках концепции моральной паники важным является понятие «народных бесов» – социальных групп, пребывающих вне ключевых ценностей, принятых обществом. И представляющих угрозу, как его отдельным ценностям, так и всему социальному порядку.

Существуют как минимум две дополняющие друг друга точки зрения на проблему моральной паники, которые рассматриваются в данной работе: английская в лице Стенли Коэна и американо-израильская в соавторстве Эриха Гуда и Нахмана Бен-Иегуда.

Итак, Коэн в своей работе выделяет пять этапов разворачивания моральной паники

В первую очередь «народные бесы» (некий спорный вопрос) начинают восприниматься как угроза ценностям общества, что в свою очередь активно репрезентируется и поддерживается СМИ и социальными сетями. Благодаря этим действиям общественное беспокойство стремительно нагнетается, что непосредственно приводит к моральной панике. Она может закончиться социальными преобразованиями, однако в любом случае достаточно быстро идет на спад.

Читайте статью  Сочетание банковского капитала как фактор повышения конкурентоспособности

Говоря о функционировании моральной паники, Коэн исследует положительные и отрицательные функции. Среди которых ключевой является привлечение внимания к основным проблемам общества.

С одной стороны, паника репрезентирует все то, о чем общество не решается «сказать» вслух, обнажает социальные конфликты и способствует мобилизации. С другой стороны, как показывает социолог П. Мейхалс, моральная паника обычно провоцируется теми, кому это может принести выгоду. Что приводит к возникновению проблем этического характера, пропаганды и манипуляции общественным мнением. Кроме того, моральная паника может усиливать шумиху вокруг ее первоначальной «отрицательной» причины. Например, проблема терроризма и фигура Бен-Ладена стали еще более популярны вследствие моральной паники.

460

Гуд и Бен-Иегуда выделяют несколько характеристик моральной паники:

– повышенная озабоченность причиной угрозы,
– гипертрофированная враждебность к той группе, которая по мнению общества угрожает его ценностям. Также выявляется настойчивость общества к принятию жестких мер.

Точка зрения данных авторов отчасти совпадает с мнением Коэна о том, что моральная паника быстро завершается после прекращения процессов нагнетания истерии в СМИ. Однако они не только приписывают основную ответственность за создание моральной паники СМИ. Но и утверждают, что медиа обладают значимым потенциалом для прекращения панических волнений, т.е. выступает своеобразным социальным регулятором. В таком свете можно утверждать о важнейшей роли СМИ и других медиа в управлении общественными волнениями и паниками.

Читайте статью  Экономическая безопасность предприятия и его трактовка в научных трудах

В заключение можно сказать, что применение теории «моральной паники» демонстрирует ее актуальность и необходимость учета новых социальных тенденций. Так как со времен ее создания в области медиа произошли значимые изменения. Современные конфликты показательны тем, что СМИ могут выступать в качестве катализатора. В то время как социальные сети обладают потенциалом мобилизации групп общества для участия в настоящих бунтах. Кроме того, в качестве «народных бесов», в настоящее время, могут выступать не только те, кто идет против всего общества, как панки и рокеры. Которые рассматривались таковыми во времена Коэна, но и абсолютно мейнстримные группы общества, с подачи так называемых «исконных бесов». Это дает толчок к исследованию непосредственно социальных сетей как новых медиа и подчеркивает их роль в производстве моральной паники и новых типов «чужих».

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о