Роль экологического маркетинга в обеспечении конкурентоспособности отечественных предприятий

Роль экологического маркетинга в обеспечении конкурентоспособности отечественных предприятий

Роль экологического маркетинга в обеспечении конкурентоспособности отечественных предприятий

 

Постановка задачи. Так целью статьи является освещение роли экомаркетинга как инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий в контексте углубления мировых интеграционных процессов.

Стремление выяснить сущность экономического маркетинга выявило значительные различия в трактовке этого экономического явления. Во-первых, отметим, что в соответствующей литературе наряду с термином “экологический маркетинг” используется еще “эко-маркетинг”, “маркетинг экологически чистой продукции” и “зеленый маркетинг”. Относительно последнего, заметим, что он обязан своему появлению английскому термину “green marketing”, по определению American Marketing Association является маркетингом продуктов, которые, как предполагается, являются экологически чистыми. Похожую точку зрения находим в, где под “зеленым маркетингом” среди прочего понимают и разработку и маркетинг-товаров, которые наносят минимальный негативный эффект окружающей среде.

Учитывая то, что экологическая (биологическая, органическая) продукция – это продукция экологического сельского хозяйства и экологического природопользования, производимая по определенным правилам, которые закреплены в так называемых директивах или Стандартах экологического производства, то далеко не все товары, по определению, могут быть экологически чистыми . В то же время, экологизация производственных процессов предусматривает переход всей системы хозяйственного воспроизводства человечества на принципы, которые соответствуют задаче сохранения окружающей среды. Поэтому, по нашему мнению, “зеленый маркетинг” по своей сути является более узким понятием, подчинен общему “экологическом маркетинга”. Кроме того, исходя из вышеуказанного понятия “зеленый маркетинг” и “маркетинг экологически чистой продукции” тождественны и взаимозаменяемыми.

Гораздо проще обстоит дело по отношению к “эко-маркетинга”. Его появление стало следствием сокращения термина “экологический маркетинг”

Об этом свидетельствует сравнительный анализ их определений приведен в многочисленных публикациях. Поэтому в дальнейшем будем использовать эти термины как синонимы.

0050215

Во-вторых, углубленный анализ трактовок понятия “экологический маркетинг”, позволил выделить несколько подходов к толкованию его сущности. Сторонники первого из них под экологическим маркетингом понимают деятельность по экологизации бизнеса, направленную на уменьшение загрязнения окружающей среды . Аспекты экологически ориентированного маркетинга отражают быстрое развитие технологий и процессов, которые снижают воздействие на окружающую среду, и ускоряют формирование рынка экологических услуг . Интересной, в этом контексте, позиция Садченков А.В. и Ничитайловои Н.С., которые под экологическим товаром понимают созданную трудом полезность, предназначенная для продажи на рынке, причем производство, потребление, распределение и обмен должны способствовать эколого сбалансированной равновесии окружающей среды.

По их мнению экологическим товаром может быть географическая среда региона, которую можно продвигать как товар с целью привлечения инвесторов для развития регионального народнохозяйственного комплекса. Это и другие подобные утверждения предоставляют экологическом маркетинга признак не коммерционности, т.е. главным его назначением признают максимизацию социального эффекта. Такая трактовка частично верно, однако, несколько ограничивает значение экологического маркетинга с точки розу конкретного предприятия.

Ведь маркетинг в сфере менеджмента охраны окружающей среды имеет вполне экономические последствия:

– Снижение себестоимости конечной продукции в результате снижения штрафов и ценовых надбавок за вредные выбросы и загрязнение окружающей среды;
– Минимизация затрат на утилизацию вредных отходов производства, транспорта и коммунального хозяйства;
– Экономия уникальных и дорогих видов сырья, габаритной и ценной упаковки и т.д.;
– Оптимизация корпоративных, отраслевых, муниципальных и государственных расходов на любые выплаты и страхование, связанных с потерей трудоспособности работников вследствие вредных условий и непредвиденных обстоятельств;
– Разнообразные льготы и преференции со стороны государственных органов управления и т.д..

0050217

Другие отождествляют “эко-маркетинг” с “зеленым маркетингом” и определяют его как разработку и создание методов продвижения и реализации экологически безопасной зоопродукции или зооуслуг . Целью экологического маркетинга является влияние на изменения привычек и решений относительно покупки потенциальными клиентами экологически чистой продукции. Нет ничего удивительного в том, что в одном из своих проявлений экологический маркетинг получил именно такой характеристики – это продиктовано, в первую очередь, требованиями потребителей. Однако такая концепция сводится к разработке экологической политики фирмы и маркировки зоотоваров, а основной функцию экологического маркетинга в этих условиях становится пропагандистская.

Читайте статью  Инструменты pr 2.0. flickr как pr инструмент

Так, наиболее удачным, с нашей точки зрения, является третий подход к выяснению сущности “экологического маркетинга”. В его пределах эко-маркетинг рассматривают как одно из направлений социально-этической концепции маркетинга. При этом под маркетингом понимают процесс изучения и формирования потребительских оценок и запросов, использование всех ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении предприятия, для их удовлетворения ради получения прибыли без ущерба здоровью людей, окружающей среде, не в противоречие нормам закона и господствующей общественной морали. Главным назначением экологического маркетинга является минимизация противоречия между экономической необходимостью и экологической безопасностью.

Подтверждением такой позиции служит селекция факторов подъема экологического маркетинга в последнее десятилетие

Так, движущими силами широкого распространения идей эко-маркетинга являются: экологические, политико-правовые, экономические, маркетинговые, технологические, социальные, демографические.

Однако, по нашему мнению, избавиться противоречия в толковании термина “экологический маркетинг” чрезвычайно сложно. Дело в том, что вариативность подходов к понятию объясняется, в первую очередь тем, с какой точки розу рассматривает его тот или иной исследователь. Так, изучая эко-маркетинг на государственном уровне трудно сформировать такую ​​же его характеристику, будет корректной для конкретного хозяйствующего субъекта: в первом случае речь будет идти о некоммерческих акции, во втором – вполне реальные действия, ориентированные на достижение коммерческого успеха.

0050218

Не отрицая важность эко-маркетинга на каждом из указанных ступеней, отметим, что наибольший интерес в современных условиях развития отечественной экономики вызывает становления экологического маркетинга на уровне бизнес-структур. Поскольку невозможно себе представить становления, например, устойчивого положительного экологического имиджа государства при условии, что предприятия этой страны пренебрегают принципами эко-маркетинга. С этой позиции экологический маркетинг является деятельностью по формированию обоснованно целесообразных экологических преимуществ продукции и / или процесса ее производства и реализации, усиливает конкурентоспособность предприятия и повышает эффективность его коммерческой деятельности.

Ключевыми предпосылками положительного решения о становлении на путь экологического маркетинга является оценка конкурентоспособности предприятия

Несомненно, необходимость использования радикальных средств улучшения его позиций на рынке возникает в случае, если она признается неудовлетворительной. При таких условиях, менеджмент во главе с владельцем, на основании информации, оказывается в их распоряжении, формулируют приемлемые варианты решения задач, стоящих перед ними. Обобщенный процесс принятия решения по использованию эко-маркетинга с целью улучшения конкурентоспособности предприятия осуществляется в последовательности.

Конкретный перечень мероприятий по этому поводу в той или иной ключевой сфере успеха будет зависеть еще и от реальных обстоятельств, с которыми сталкивается хозяйствующий субъект.

0050219

Поэтому обозначим перспективы, которые его ожидают в контексте внедрения эко-маркетинга:

– Экологизация бизнеса;

– Формирование экологического сознания;

– Создание благоприятной экологической имиджа предприятия;

– Появление новых источников доходов путем внедрения стратегии “нулевых отходов”;

– Повышение конкурентоспособности продукции путем введения ресурсосберегающих технологий;

– Уменьшение экономических убытков от загрязнения окружающей среды;

– Уменьшение транспортных расходов путем соблюдения принципов экологического менеджмента при разработке логистических схем;

Читайте статью  Выбор оптимальной маркетинговой стратегии по методике Леттау

– Получение соответствующих экологических льгот и преференций;

– Увеличение объемов продаж;

– Расширение товарного ассортимента;

– Выход на новый рынок экологически чистой продукции;

– Отмежевание от конкурентов;

– Получение международной сертификации и прощения выхода на международный рынок;

– Получение эко-маркировки;

– Повышение возможности привлечения инвестиций;

– Усиление конкурентных позиций предприятия на рынке.

0050220

Понимая, что маркетинг на предприятии выполняет интегрирующую функцию, пронизывая все сферы жизнедеятельности фирмы, отметим, что экологическая его составляющая так же должно быть на каждом из этапов хозяйственной деятельности рыночного оператору. Исходя из того, что процесс экологизации бизнеса и производства экологического маркетинга достаточно сложный, предлагаем следующую процедуру управления эко-маркетингом с позиции усиления конкурентоспособности предприятия.

Безоговорочным выглядит факт, что первым шагом к решению любой задачи. В том числе и повышение конкурентоспособности средствами экологического маркетинга, является понимание ее сущности и раскрытия резервов, позволяющих это сделать. От так, крайне важно осуществлять мониторинг информации о существующих методов усиления конкурентной позиции фирмы за применения эко-маркетинга. Источниками здесь служат, во-первых, свои предложения и разработки; во-вторых, наблюдение за практикой ведения бизнеса конкурентами и предприятиями смежных отраслей; в-третьих, анализ патентов и научных исследований по области экологической безопасности; в-четвертых, заимствования зарубежного опыта.

На основании полученных данных разрабатываются стратегии экологического маркетинга

Общим назначением которых является достижение фундаментальных целей и решения актуальных задач благодаря определению направлений движения к ним и источников средств. Актуальным на этом этапе является учет просветительской функции эко-маркетинга. Целесообразным здесь является выстраивание таких коммуникации. Позволяющих развить экологическое сознание не только у конечного потребителя. А и у поставщиков, партнеров и посредников и, безусловно, сотрудников предприятия.

0050221

Кроме того, приняв решение о повышении конкурентоспособности путем внедрения экологического маркетинга владельцам бизнеса нужно учитывать, что залог успеха таких мероприятий на отечественных предприятиях кроется в соблюдении операторами следующих принципов: открытость фирмы, прозрачность процесса производства и его инновационность, правдивость и экономичность.

Подытоживая выше отметим позволим себе следующие выводы:

1. Современные преобразования рыночной экономической системы, которые, в первую очередь, характеризуются усилением глобализационных процессов, повлекших колоссальное обострение конкурентной борьбы товаропроизводителей за платежеспособный спрос потребителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

2. Повышение требований покупателей к качеству продукции, которая потребляется, и общее беспокойство ухудшением состояния окружающей среды вызвано усилением негативного техногенного, побудило предпринимателей искать пути усиления конкурентоспособности в природоохранной сфере. А именно через внедрение экологического маркетинга.

3. Экологический маркетинг – один из направлений социально-этической концепции маркетинга, представляет собой процесс изучения и формирования потребительских оценок и запросов. А также использование всех ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении предприятия, для их удовлетворения ради получения прибыли без ущерба здоровью людей, окружающей среде. Не в противоречие нормам закона и господствующей общественной морали с минимизацией противоречия между экономической необходимостью и экологической безопасностью.

0050222

4. Принятие решения собственником предприятия о введении экологического маркетинга с целью повышения конкурентоспособности бизнеса обусловлено реальными обстоятельствами. С которыми сталкивается руководство, и открывающимися перед ним в этом случае. Внедрение эко-маркетинга является рациональным при соблюдении следующих принципов: открытости, прозрачности и инновационности процесса производства, правдивости и экономичности.

vote
Article Rating

Похожее ...

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x