Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия: анализ существующих подходов

Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия

Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия

Важным элементом системы обеспечения надлежащего уровня конкурентоспособности предприятия, эффективного ведения его хозяйственной деятельности как на внутреннем (национальном), так и на внешних рынках выступает ее оценка. В процессе оценки конкурентоспособности предприятия оказываются сильные и слабые стороны его деятельности, скрытые возможности и потенциальные угрозы, что в итоге дает возможность эффективно планировать и развивать деятельность на основе конкурентных преимуществ.

Несмотря на значительную изученность поднятых в работе вопросов, все же недостаточно внимания уделяется учеными формированию обобщенной системы показателей оценки конкурентоспособности, которые позволяли бы оценивать не только текущую, но и перспективную конкурентоспособность предприятия.

Целью данного исследования является проведение анализа существующих научных подходов к формированию системы показателей оценки конкурентоспособности предприятия и формирование на его основе обобщенной системы показателей оценки конкурентоспособности.

Многоуровневый характер конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов приводит широкий диапазон подходов к оценке их конкурентоспособности

В совокупности они охватывают как вертикальный, так и горизонтальный объектный ряд – от оценки конкурентоспособности товаров, предприятия, региона, отрасли и экономики страны к оценке конкурентоспособности отдельных товаров предприятий и видов деятельности. Это обусловливает неоднозначность подходов и методик оценки конкурентоспособности.

Вообще оценка конкурентоспособности предприятия – это определение ее уровня, дает определенную относительную характеристику способности предприятия конкурировать на определенном рынке. Итак, конкурентоспособность предприятия выступает агрегированным показателем его конкурентных возможностей и способности оперативно реагировать и приспосабливаться к факторам меняющейся внешней среды.

1000000092

На сегодня существует значительное количество разработанных как зарубежных, так и отечественных методик оценки конкурентоспособности предприятия. При этом, с развитием рыночных отношений и усилением глобализации, актуализация вопроса достижения и поддержания конкурентоспособности предприятий на рынке способствует научному поиску и разработке новых методик оценки конкурентоспособности и адаптации уже существующих к конкретным условиям деятельности предприятий отдельных стран или отраслей.

Одним из важных вопросов при построении системы оценки является вопрос выбора подхода, на котором она будет базироваться

Не менее важным вопросом при построении системы оценки конкурентоспособности предприятия является и выбор ключевых показателей для ее воплощения. На сегодня учеными предлагается широкий спектр показателей, которые могут применяться для этой цели.

Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных подходов к оценки конкурентоспособности предприятий позволил установить, что существуют достаточно противоположные тенденции в этом вопросе. Так, если одни специалисты пытаются применять методики с ограниченным количеством показателей, пытаясь минимизировать таким образом затраты времени по поиску и обработки аналитической информации, то другие ученые, наоборот, тяготеют к разработке комплексных методик оценки, построенных на громоздких аналитических расчетах и с применением значительного количества оценочных показателей.

Читайте статью  Перспективы электронной коммерции в зообизнесе

Таким образом, разные авторы высказывают различные мнения по формированию системы показателей для оценки конкурентоспособности предприятия и предлагают, соответственно, и различные подходы к их классификации.

Наибольшие дискуссии в современных ученых, особенно отечественных, вызывают не сами показатели, на которых стоит основывать оценку конкурентоспособности предприятия, а критерии, по которым их следует группировать. Так, Белов А. В., Кириченко Л. М. в своем исследовании предлагают осуществлять оценку конкурентоспособности по двум направлениям: оценка конкурентоспособности продукции и оценку собственно конкурентоспособности предприятия.

1000000091

При этом, для последней ученые предлагают использовать показатели финансового состояния, показатели эффективности сбытовой деятельности, показатели эффективности управления персоналом, показатели эффективности использования основных и оборотных фондов, показатели использования нематериального капитала предприятия.

Предлагают оценивать конкурентоспособность предприятия по следующим направлениям:

– оценка эффективности деятельности и финансового состояния,
– оценка обеспечения ресурсами и оценка продукции.

В. И. Дыбленко, А. Шевченко и А. М. Дишлюк выделяют два направления оценки конкурентоспособности предприятия – оценку производственной деятельности и оценку сбытовой деятельности. При этом, при оценке конкурентоспособности производственной деятельности авторы предлагают использовать показатели финансового состояния и эффективности производства, а при оценке конкурентоспособности сбытовой деятельности – показатели эффективности сбыта и продвижения товаров, показатели оценки имиджа.

Ряд отечественных авторов, в частности, В. Ю. Самуляк, Т. В. Лебедь, Р. В. Фещур в оценке конкурентоспособности предприятия выделяют два направления – оценку конкурентоспособности продукции и оценку использования ресурсов. При этом, при оценке использования ресурсов предлагается использовать следующие группы показателей: показатели использования финансовых, материальных, энергетических, нематериальных, информационных ресурсов, ресурсов труда и других.

Рзаев Г. И. в оценке конкурентоспособности предприятия предлагает выделять следующие направления оценки, как исследование уровня балансовой напряжения и определения и оценка характерных пропорций успеваемости. При первом направлении оценки предлагается использовать показатели финансового состояния, показатели деловой активности, показатели использования капитала и др. При оценке конкурентоспособности предприятия по второму направлению предлагается применять показатели прибыльности, рентабельности деятельности, показатели использования ресурсов и др.

1000000090

С нашей точки зрения, оценка конкурентоспособности предприятия должна проводиться по четырем основным направлениям:

– оценке конкурентоспособности продукции,
– производственной деятельности,
– сбытовой деятельности и финансово-инвестиционной деятельности.

Читайте статью  Возможные причины упадка зообизнеса

При этом, в процессе анализа следует оценивать не только фактические, но и перспективные показатели, то есть учитывать потенциал конкурентоспособности предприятия.

Одним из основных составляющих элементов системы оценки конкурентоспособности предприятия является оценка конкурентоспособности продукции. Поэтому для полноты осуществления такой оценки целесообразно использовать как количественные, так и качественные показатели. Которые, в свою очередь, могут делиться на сравнении и регламентированы. По регламентированных показателей, то их применение в процессе анализа не является обязательным. Однако соблюдение предприятием указанных показателей является необходимым.

По выбору отдельных показателей, которые будут применяться в каждом конкретном случае оценки конкурентоспособности, то он должен осуществляться с учетом особенностей деятельности исследуемого предприятия, его отраслевой принадлежности и др. Однако в любом случае, с нашей точки зрения, при отборе показателей для оценки целесообразно придерживаться определенной системы. Поскольку в таком случае возможно определение не только текущего уровня конкурентоспособности предприятия, но и его конкурентного потенциала. Есть, такой подход позволит повысить эффективность управленческих решений в вопросах управления конкурентоспособностью предприятия как по отдельным ее составляющими, так и в целом.

1000000094

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия должна базироваться на комплексном анализе основных аспектов его деятельности для полноты анализа и более эффективного управления процессами формирования и повышения конкурентоспособности.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. На сегодня существует целый ряд подходов к оценке конкурентоспособности предприятия, в пределах которых исследователями предлагается использование целого ряда показателей для оценки, а также различные критерии группирования таких показателей. Однако, в то же время, практически все предлагаемые методики направлены на определение конкурентоспособности предприятия в определенный момент времени.

С нашей точки зрения, оценка конкурентоспособности предприятия должна базироваться на комплексном анализе основных аспектов его деятельности.

А потому система оценки конкурентоспособности предприятия должна базироваться на следующих группах показателей:

– показатели оценки конкурентоспособности продукции,
– показатели оценки конкурентоспособности производства,
– показатели оценки конкурентоспособности сбыта и показатели оценки конкурентоспособности финансово -инвестиционной деятельности.

При этом, в пределах каждой из обозначенных групп показатели имеют делиться на фактические и перспективные.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о