Специфика формирования информационной личности в условиях киберсоциализации

Специфика формирования информационной личности в условиях киберсоциализации

Специфика формирования информационной личности в условиях киберсоциализации

Сегодня можно наблюдать процесс ассимиляции Интернета во все области общественной жизни – финансовые операции, политическую деятельность, коммуникацию предприятий и тому подобное. Более того, Интернет влияет на психику человека, особенности его поведения, нравственный мир, на эстетическое восприятие. Таким образом, образуется социальная личности сетевого сообщества, имеет специфические нравственные, психологические и социальные качества. Обсудим специфику формирования информационной личности в условиях киберсоциализации.

Виртуальная реальность (ВР), а точнее один из ее проявлений – киберпространство, становится одним из важных факторов социализации молодежи. Интернет как один из инструментов этой ВР начинает играть значительную роль в формировании личности, особенно информационной личности. Человек усваивает образцы поведения, нормы культуры и ценности того сетевого сообщества, с которым она вступает во взаимодействие в виртуальном пространстве.

Киберпространство как имитация действительности может считаться специфическим инструментом влияния на сознательное и подсознательное человека

Взаимодействуя с киберпространством, индивид усваивает формы существования, может влиять и на конструирование личности. Поэтому существует вероятность возникновения новых форм осуществления социального контроля, основанные на скрытой манипуляции сознанием, частичном подавлении психики и изменении структуры личности.

Информация, ориентированная на личность, может распространяться как целенаправленно, так и произвольно. Содержание информационных потоков, присутствие акцентов на определенных ее частях и другие факторы формируют образ мышления, мировоззрение, ценностные ориентиры и интересы. Со временем их количество увеличивается и образуется определенное направление их движения, поэтому при дальнейшем анализе информации они становятся своеобразным информационным морально-семантическим фильтром. В дальнейшем взаимодействии с информацией на содержание фильтра влияет история, национально-этнические факторы, образование, религия, философия, идеологическая пропаганда, другие составляющие информационной среды. И этот фильтр также влияет на формирование информационной личности.

202

Информационная личность состоит как следствие индивидуализированных коммуникаций, как фрагмент сетевого сообщества, как элементарный компонент этого сообщества. Она является внутренним достоянием человека, но проявляться может при взаимодействии человека с разнообразными данными.

Тем, кто приобщается к киберпространства, нужно выбрать сетевое имя, историю, пароль (для защиты), подобрать стиль коммуникации и специфику позиционирования своей личности в виртуальном пространстве. Это можно назвать подбором виртуальной личности, то есть того образа, который мы желаем показать другим пользователям. Его можно создать только отметив определенные данные, подав информацию любого типа, которая описывала нас как личностей. Таким образом, виртуальный образ – это набор различной информации о личности, представленной ею же или рефлексии последствий ее деятельности в виртуальном пространстве. Этот информационный образ можно считать проявлением информационной личности.

Читайте статью  Проблема формирования стратегических планов функционирования промышленности

Также информационная личность формируется под влиянием Интернета как медиа-ресурса

Средства массовой информации каждый день предлагают нам множество информационных сообщений и тем самым пытаются удовлетворить наши информационные потребности. Среди них самым заметным на сегодня есть Интернет, и его популярность только увеличивается. Традиционные СМИ под давлением конкуренции глобальной сети также переходят в онлайн-режим для сохранения своей аудитории.

Это происходит из-за ряда преимуществ Интернета: быстрое и частое обновление информации, привлечение читателей к сотрудничеству, републикация материалов (перепечатки из других СМИ), проведение опросов, легкий доступ к архивным материалам, использование «закладок», возможность делать тематические подборки информации, оперативность, наличие систем поиска, экономичность, обратная связь, гипертекстуальность.

203

Однако существует и негативная составляющая. Анонимность и простота опубликования информационного сообщения иногда приводит к распространению ложной информации, плагиата, проявлений девиантного поведения в сети, сокрытие рекламы.

Происходит значительное влияние на определенные психические процессы в сознании человека, на мысли и действия, если она предпочитает сетевом доступа к информации. Прежде всего человек чувствует себя в Интернете как в остальном мире, ведь ее социальные роли трансформируются, или заменяются другими. Для человека в Интернете больше возможностей проявить себя, будучи при этом на уровне с другими пользователями. Можно сохранять анонимность, при желании, и так освещать свои мысли, проявлять себя. Это влияет на формирование идентичности человека.

По мнению А. Жичкинои и Е. Белинскои в виртуальном пространстве человек может проявлять свою идентичность так же как она это делает в реальном, или новым способом, путем трансформации своего «Я» и предоставлением этому желаемых качеств, то есть формируя виртуальной, искусственно созданный образ, восприятие которого можно предусмотреть и избежать нежелательных проявлений своей личности, с помощью экрана монитора, который можно считать в таком случае определенным фильтром. Интернет сам по себе является социальной реальностью, он предоставляет новые по сравнению с реальной жизнью возможности принадлежности к определенным социальным категориям.

В Интернете также очень распространены различные сообщества, которые основываются по интересам

Поэтому здесь социальная идентичность имеет важное значение, ведь она может быть тесно связана с верой в ценности этой группы. Она мотивирует людей активно участвовать в обсуждениях группы, форумах. Для некоторых это имеет очень важное значение и они тратят значительное количество энергии на аргументации или дополнения.

Читайте статью  Рекреационное землепользование в контексте  «зелёной» экономики

По мнению С. Тьокла уникальным свойством Интернета является его возможности для экспериментирования над собственной идентичностью, а также глобальная сеть – основа для создания новых виртуальных саморепрезентаций. Виртуальные сообщества является ярким примером того, что культура симуляции изменяет традиционные представления о человеческой идентичности.

209

Н. Чеботарева предполагает, что на самом деле у человека есть несколько идентичностей, развернутая структура ее собственной идентичности, в таком случае, виртуальная личность может соответствовать одной из них, которая просто нашла свое проявление в виртуальной среде.

Находясь в Интернете человек фактически взаимодействует со всем миром. Она не только ищет там информацию для себя, общается с кем, но и оставляет там продукты своего труда, по времени возможности для самореализации. И такую ​​возможность сегодня дает платформа Web 2.0, используемый в глобальной сети. Благодаря этой технологии, мы имеем возможность предоставлять обратную связь, реагировать на информацию, оценивать ее. Можем самостоятельно производить собственные информационные продукты. Множество сервисов, существующих в Интернете дают возможность лицу показать себя, проявить свою индивидуальность, повлиять на информационное пространство.

Происходят изменения социальных ролей и создание новых условий для формирования личности и идентичности

Особенно это касается взаимодействия человека с информацией в виртуальной реальности, которая производится средствами массовой информации, ведь именно с их помощью мы можем узнавать необходимую информацию об окружающем мире и события в нем происходят. Поскольку Интернет быстро становится инструментом проявления своего собственного «Я» и своей с личности, и поэтому параллельно является одним из основных источников формирования информационной личности.

Таким образом, формирование информационной личности зависит от ряда факторов, к которым также относятся особенности взаимодействия с виртуальной средой. Есть развитие, современных Интернет-технологий, способов и возможностей передачи информации, влияет на поведение человека, ведь она старается соответствовать социальным требованиям к полноценной личности
– Информационной личности.

vote
Article Rating

Похожее ...

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x