Стратегическое управление зоопредприятием

Стратегическое управление зоопредприятием

Стратегическое управление зоопредприятием

Рассмотрены основные аспекты понятий стратегия и стратегическое управление предприятия. Предложенные особенности осуществления стратегического менеджмента отечественных предприятий.

Развитие рыночной экономики требует от руководителей и менеджеров умение использовать современные управленческие подходы и технологии, направленные на повышение конкурентоспособности предприятий. При этом необходимо учитывать, что ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем показателям. Поэтому необходимы выбор приоритетов, выработки стратегии, которые бы максимально соответствовали рыночной ситуации и наилучшим использовали сильные стороны предприятия.

К сожалению, теория и практика стратегического управления еще не заняли должного места. В практике современного хозяйствования лишь 10% предприятий полностью реализуют собственную стратегию, 5% исполнителей понимают стратегию и связывают ее с собственной деятельностью, 15% предприятий тратят на обсуждение стратегии больше часа в месяц, 25% менеджеров имеют стимулы, связанные со стратегией, и в 40% предприятий существует связь между бюджетом и стратегией.

Предприятие, не планирует свою деятельность на будущее, а значит, не просчитывает каждый будущий шаг, никогда не сможет работать на перспективу.

Процессы управления предприятием неразрывно связаны с использованием понятия «стратегия»

Понятие «стратегия» этимологически происходит от греческого слова strategia (stratos – войско и ago – веду), с помощью которого описывали наиболее важные части военного искусства.

Классическим определением можно считать понимание стратегии предприятия как общего направления действий, долгосрочного курса развития предприятия, способа достижения перспективных целей по укреплению конкурентных позиций и успеха деятельности, оно (предприятие) определяет для себя самостоятельное заимствование категории «стратегия» из военного лексикона объясняется тем, что предприятия в развитых странах оказались в условиях, близких к «военных действий» в конце 1950-х годов, связанных с насыщением рынка, увеличением конкуренции, когда для того, чтобы выжить нужно бороться.

485

Формулирование стратегии включает процессы планирования и принятия решений, в результате которых устанавливаются цели предприятия и разрабатывается стратегический план.

Процесс разработки стратегии включает ряд взаимосвязанных этапов:

1. Выбор миссии, стратегических целей, задач.
2. Стратегический анализ, который включает: анализ внешней и внутренней среды предприятия, анализ его конкурентоспособности, SWOT-анализ и т.д..
3. Формирование стратегий (определение стратегического набора).
4. Подготовка стратегического плана.

Миссия предприятия отражает общую цель его существования. В связи с тем, что любое предприятие является открытой системой, оно сможет выжить и развиваться в будущем только при условии удовлетворения потребностей, которые находятся вне предприятия. Поэтому миссия предприятия направлена прежде всего на внешнюю среду.

Цели в отличие от миссии, выражают желаемый конечное состояние отдельных характеристик предприятия, связанные с конкретными направлениями его деятельности.

Миссия и цели являются ориентирами для всех последующих этапов разработки стратегии и одновременно накладывают определенные ограничения при анализе альтернатив развития. На основе выбранной миссии предприятия, определенных целей, задач и результатов стратегического анализа разрабатывается стратегический набор для достижения поставленных целей. Сущность выработки и последующей реализации стратегического набора заключается в выборе нужного направления развития из многочисленных альтернатив, начиная от базовой стратегии и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными программами, а также в сосредоточении производственно-хозяйственной деятельности в соответствующем направлении.

Читайте статью  Бенчмаркинг как фактор повышения конкурентноспособности предприятия

На этом этапе выбрана общая стратегия оценивается с позиции сложности необходимых преобразований с тем, чтобы этапы развития стратегического потенциала обеспечивали выполнение принятых решений. Кроме того, система управления предприятием должна реагировать на изменения, происходящие, адаптироваться к ним, а также вносить коррективы в стратегические решения и обеспечивать их реализацию.

Результатом данного процесса является стратегический план – документ, содержащий цели предприятия, направления его развития, как в целом, так и по отдельным подсистемами, долго-и краткосрочные задачи, направленные на обеспечение реализации стратегического набора предприятий.

При стратегического управления развитием предприятия необходимо обеспечить выполнение следующих функций:

1. Анализ и оценка влияния внешней среды как общего для отрасли, так и непосредственной предприятии действия.
2. Просмотр миссии, уточнения целей существования и развития предприятия.
3. Оценка внутренней среды с целью анализа уровня развития СТОП, а также наличия и устойчивости его конкурентных преимуществ.
4. Выявление экономического механизма формирования кризисных явлений на анализируемом.
5. Оценка и учет риска деятельности, определение возможностей его снижения и оперативного прогнозирования, анализ и прогнозирование тенденций развития предприятия и его составляющих:
6. Формирование действенной системы контроля реализации стратегии развития, а также комплекса мероприятий (альтернатив) ее корректировки.

Таким образом, при стратегическом управлении развитием предприятия в процессе принятия стратегических решений необходимо актуализировать все составляющие комплексного механизма стратегического и антикризисного управления, управления риском и жизненного цикла предприятия. В условиях реализации такого подхода будет сформирован необходимый информационный базис для выбора адекватного управленческого решения.

Предприятие, которое обладает стратегией и вводит стратегический менеджмент, всегда имеет возможность вести последовательно и системно, что увеличивает вероятность достижения им поставленной цели.

И, как показывает зарубежный, в частности американский, опыт, большинство успешных предприятий регулярно разрабатывают стратегию своего развития. А основной задачей такого управления на этих предприятиях является обеспечение достижения прибыли не только сегодня, но и постоянно в долгосрочной перспективе. При этом, по нашему мнению, стратегическая проблематика отечественных предприятий должна связываться не столько с наращиванием прибыли на основе завоевания новых рынков, сколько с антикризисным управлением в условиях нестабильности экономики.

Читайте статью  Синергизм управленческих решений в зообизнесе

Поэтому при постановке стратегического менеджмента на отечественных предприятиях необходимо:

– во-первых, убедиться, что реально руководство предприятия действительно стремится и готова заниматься стратегическим управлением;

– во-вторых, создать отдел (департамент, управление и т.п.) стратегического развития на предприятии или официально поручить это существующем структурному подразделению, перед которым должны ставиться задача возведения всех стратегических наработок в заданные определенным форматом проекты решений и становления и совершенствования всех конкретных работ по стратегическому менеджменту, т.е. осуществление специализированной циклической деятельности по разработке, реализации и развития стратегии предприятия.

482

Соблюдать сформулированных мировой наукой на основе мировой бизнес-практики следующих десяти принципов формирования бизнес-модели и разработки стратегии для предприятия (на предприятии):

– приоритетными должны быть стратегические действия предприятия, укрепляющие его конкурентные позиции сначала в долгосрочной перспективе (а не только в краткосрочной перспективе, на текущий момент);

– необходимо быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и требования потребителей, технологические инновации и новые инициативы конкурентов, так как запоздалая или неадекватная реакция может поставить предприятие в невыгодную ситуацию;

– инвестировать следует в создание устойчивого конкурентного преимущества (благодаря чему предприятие может обеспечить прибыльность своей деятельности в долгосрочной перспективе) на основе ключевой компетенции предприятия;

– следует избегать стратегий, рассчитанных на успех только при благоприятных условиях;

– необходимо адекватно оценивать амбиции и способности конкурентов;

– необходимо помнить, что атаковать слабых конкурентов гораздо безопаснее и прибыльнее, чем сильных;

– не стоит снижать цены, не имея при этом ощутимого преимущества по затратам;

– надо стараться достигать максимального отрыва от конкурентов в качестве товаров и услуг или по потребительским качествам;

– для достижения лидерства в бизнесе (занять позицию лидера в бизнесе) необходимо избегать промежуточных (компромиссных) стратегий, которые возникают при попытке одновременно следовать по двум противоположным стратегиям;

– необходимо помнить, что агрессивные попытки (стратегии) захватить долю рынка конкурентов приводят к обострению ситуации в отрасли и к так называемой маркетинговой «гонки вооружений» или к «ценовой войны».

481

Вдумчивый, творческий подход к изучению имеющегося мирового опыта в области стратегического менеджмента и перенос его, с учетом специфических условий развития экономики страны, на отечественные предприятия будет способствовать повышению эффективности их производственной деятельности и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Стратегическое управление – необходимое условие успешной и долговременной деятельности предприятия. Современное состояние экономики требует активного внедрения подходов стратегического менеджмента с учетом особенностей развития экономики страны и индивидуальных характеристик предприятий.

vote
Article Rating

Похожее ...

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x