Управление конкурентоспособностью продукции в зообизнесе

Управление конкурентоспособностью продукции в зообизнесе

Управление конкурентоспособностью продукции в зообизнесе

Обзор исследования ученых, в своих трудах анализировали проблемы дефиниции “управление конкурентоспособностью продукции”, приведены основные подходы ее толкования и отражено собственное определение по обозначенной проблемы. Раскрыта модель управления конкурентоспособностью продукции, основные ее составляющие и структурные элементы.

Современные требования ведения бизнеса требуют постоянного адаптации к изменениям

Сегодня уже ни одно предприятие не может быть уверенным, что его конкурентные преимущества не будут заимствованными другими конкурентами.

Подавляющее большинство авторов отмечают, что конкурентоспособность очень динамичная экономическая категория, на определение и оценку которой влияет ряд факторов, которые имеют не статичный характер. Управление же конкурентоспособностью продукции на сегодняшний день занимает едва ли не центральное место в общей системе управления предприятием. Именно движение теоретических разработок, концепций от маркетингового подхода в управлении концепции управления конкурентоспособностью продукции являются самыми актуальными для менеджмента предприятия, ведь это уже не просто ответственность за сбыт отдельного отдела, или определенная функция, это интегрированный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных составляющих и от которого зависит конкурентоспособность предприятия. Однако несмотря на важность управления конкурентоспособностью продукции единого подхода определения и механизма управления не предложено до сих пор.

Учитывая, что основные составляющие данного понятия (“управление” и “конкурентоспособность”) сами по себе в научной литературе изложены не однозначно, а продукция любого предприятия может классифицироваться по ряду признаков, которые в своей совокупности порождает ряд дискуссионных моментов, как к самому определению, так и с методиками управления.

549

Целью статьи является определение сущности и модели управления конкурентоспособностью продукции.

Анализ экономической литературы, монографий, научных статей позволяет сделать выводы, что определению управления конкурентоспособностью продукции посвящена недостаточно внимания.

Так, Р. Сабецька под управлением конкурентоспособность продукции понимает “совокупность мероприятий, осуществляемых в процессе разработки, проектирования, производства, продвижения, реализации и послепродажного обслуживания продукции с целью создания ее привлекательности для конечного потребителя и предусматривает сбалансированный влияние на экономические показатели деятельности предприятия исходя из критерия прибыль”. Одним из ведущих факторов, которые формируют устойчивое конкурентное преимущество, автор считает заинтересованность торговых предприятий в продукции производит предприятие.

Собственную же модель конкурентоспособности продукции автор видит как совокупность трех составляющих:

1) социальный аспект удовлетворения спроса;
2) получение прибыли и выгоды производителем;
3) получение прибыли торговыми предприятиями.

По нашему мнению, такая совокупность факторов является стратегически ориентирующей, учитывая при разработке или проектировании продукта, прежде всего, нормы прибыли и цену изделия, автор в меньшей степени делает акцент на другие составляющие конкурентоспособности – качество, ассортимент, сервис, послепродажное обслуживание и т.д..

548

Группа авторов считают, что обеспечение конкурентоспособности – это, прежде всего, философия управления всей системой в условиях рынка, ориентируется на решение следующих задач:

1) исследование потребностей потребителей и тенденций их развития;
2) оценка поведения и возможностей конкурентов;
3) исследование состояния и тенденции развития рынка;
4) познание окружающей среды и его тенденции;
5) научиться создавать такой товар, чтобы потребитель предпочел созданном товара, а не товара конкурента;
6) ориентировать реализацию перечисленных задач на длительную перспективу.

Читайте статью  Маркетинговая политика распределения в зообизнесе

Процесс идентификации – это выявление круга факторов, которые в будущем могут привести к созданию ключевого фактора успеха как составного элемента конкурентного преимущества.

Планирование конкурентоспособности продукции второго порядка начинается на стадии реализации продукции первого порядка и заключается в выявлении ряда несоответствий предложения потребностям рынка. Полученная информация является корректирующей и обязательным для учета в прогнозировании – начальном этапе планирования. С помощью методов планирования осуществляется расчет показателей, которые в процессе создания (формирования) конкурентных преимуществ должны им соответствовать.

Формирование конкурентных преимуществ – совокупность процессов, которые позволяют выделить и контролировать в соответствии с планом образования конкурентных преимуществ продукции на каждом этапе создания добавленной стоимости.

547

Одним из стратегических компонентов определение управления конкурентоспособностью продукции политика удержания существующих и реализации (наращивание) потенциальных конкурентных преимуществ.

Удержания конкурентных преимуществ – недопущение миграции ценности, которое на данный момент осуществляется изготовлением усовершенствованной продукции, а в перспективе интенсивного вовлечения в разработке покупателя (новые методы).

Наращивание конкурентных преимуществ – количественный и качественный рост конкурентных преимуществ продукта второго порядка по сравнению с продуктом первого порядка.

Этапами создания добавленной стоимости следует считать те, что предложенные М. Портером:

1) обеспечение поставок сырья;
2) выполнение работ (производство продукции, оказание услуг);
3) обеспечение сбыта продукции;
4) маркетинг и продажа;
5) обслуживание (в том числе гарантийное).

Основные виды деятельности, указанные автором, отражают этапы, на которых менеджер осуществляет контроль формирования конкурентных преимуществ продукции в соответствии с запланированными. Особое внимание следует сосредоточить на качестве и стоимости сырья, поступающего на предприятие. В зависимости от ее параметров на входе менеджеры могут определить показатели конкурентоспособности продукции на выходе; спрогнозировать границы отклонений и определить акценты контроля.

546

Конкурентные преимущества предприятия – это стратегические факторы, формирующие конкурентные преимущества продукции:

– автоматизация процессов (в том числе и производства);
– внедрение инноваций и модернизация;
– внедрение безотходного производства;
– доступа к дешевым финансовым ресурсам;
– государственный заказ другие преимущества предприятия.

Все перечисленное опосредованно через факторы положительно влияет на качество и себестоимость продукции в долгосрочной перспективе.

На уровне планирования стратегического управления конкурентоспособностью продукции, прежде всего, прогнозируется влияние созданных конкурентных преимуществ предприятия на формирование конкурентных преимуществ продукции.

Также осуществляется планирование мероприятий по сертификации и мероприятий по отличия качества продукции как содействующие повышению качества на длительный срок. Деятельность же должна быть основана на основе партнерского маркетинга, маркетинга диалога, который предусматривает привлечение к созданию продукции потребителей для недопущения (или прогнозирования) миграции ценности.

На уровне формирования стратегического управления конкурентоспособности продукции проводится контроль на соответствие запланированным мероприятиям, в том числе проведение переговоров по осуществлению деятельности как с поставщиками, так и с покупателями на долгосрочных условиях.

Читайте статью  Механизм диверсификации хозяйственно - финансовой деятельности компаний

545

Оперативное управление конкурентоспособностью продукции состоит из четырех равноценных уровней управления:

1) управление качеством;
2) управление ассортиментом;
3) управление себестоимостью и ценой;
4) управление сбытом.

Однако, несмотря на равноценность уровней управления, управления качеством является, как отмечают большинство авторов, главным фактором конкурентоспособности продукции. Некоторые авторы даже предлагают рассматривать качество в сочетании с понятием конкурентоспособность как являющиеся равнозначными. Следовательно, управление качеством на уровне идентификации факторов конкурентных преимуществ состоит из ряда элементов. Приведенные элементы в своей совокупности на разных стадиях процессов предприятия на выходе формируют качество определенного уровня. Идентификация элементов позволяет процессу планирования создать модель, которая определяет параметры продукта высокого качества и показатели качества продукции, которая может быть получена на выходе при выборе доступной комбинации.

Идентификация факторов конкурентных преимуществ при управлении ассортиментом позволяет сформировать ряд показателей, которые определяют направления планирования ассортимента. Анализ структуры имеющегося и возможного ассортимента как по глубине так и шириной, расчет частоты обновления позволит определиться с возможным его расширением. Анализ структуры экспорта дает возможность определить приоритетные продукты с целью увеличения их количества, охват новых иностранных рынков. Определение инновационных ожиданий потребителей позволит дать ответ на вопрос: выгодно экономически внедрять новый продукт (или модернизировать имеющиеся), готов технически (при использовании хмелепродукты) потребитель к новому продукту, существуют инвестиционные предпосылки инновационного внедрения.

544

Аналогично идентификации элементов качества определяются основные факторы конкурентных преимуществ себестоимости:

– стоимость сырья,
– себестоимость обработки,
– стоимость транспортировки,
– упаковки,
– заработная плата кадров,
– стоимость хранения,
– нормы прибыли и налога и т.д..

Также для эффективного управления следует применять различные методы учета себестоимости, которые позволяют определить не только составляющие и стоимость собственной продукции, но и ориентировать ее на рыночные цены.

При планировании определяются с нормативами затрат идентифицированных элементов, что позволяет управлять затратами в процессе создания продукта, определить методы корректировки возможных отклонений. Важным моментом при планировании указанной конкурентного преимущества является определение соотношения следующих трех составляющих конкурентоспособности продукции: изготовление определенного уровня качества, широты ассортимента и цены изделия. Определение точки безубыточности, как для единицы продукции, так и для ассортимента в целом.

543

На этапе формирования себестоимости осуществляется контроль согласно рассчитанных нормативных показателей, фиксация отклонений и их ликвидация. Значительную роль для осуществления контроля играет уровень организации и развития управленческого учета.

Управление сбытом предполагает, помимо мер 4 Р (price, promotion, place, product) получение таких параметров продукции, которые были предложены на стадии ее разработки маркетинговым отделом.

Приведенная модель построена в соответствии с нашего видения управления конкурентоспособностью продукции и позволяет менеджменту на всех приведенных этапах, как на оперативном, так и на стратегическом уровнях определиться с элементами объекта, методами и инструментами управления.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о