Управление процессами в розничной зооторговле: требования к инструментариям поддержки управленческих решений

Управление процессами в розничной зооторговле

Управление процессами в розничной зооторговле

В статье проанализированы основные требования к информационно – аналитической составляющей поддержки принятия управленческих решений в розничной зооторговле. В течение последних десяти лет розничная торговля характеризуется высокими темпами развития и роста. Эта позитивная тенденция драматично прервана в 2008 году, когда всемирная финансово – экономический кризис привел к рекордному падению объемов продаж – в январе – июле 2009 года товарооборот предприятий. Занятых в сфере розничной торговли и ресторанного хозяйства, уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,4%. На этом фоне в области наблюдаются значительные структурные изменения – уменьшается общее количество торговых точек, выходят с рынка или сокращают объемы деятельности известны кружеве операторы, оптимизируются торговые площади и складские ресурсы.

Антикризисные шаги, предпринимаемые для содержания “на плаву” топ – менеджеры розничных операторов, преимущественно касаются сокращения расходов и оптимизации деятельности с целью максимальной экономии средств

Очень часто зоо компании замораживают или отказываются от проектов внедрения новых аналитических решений. Считая, что во время экономического кризиса инвестиции в развитие информационной инфраструктуры должны быть минимизированы. На самом же деле любая антикризисная стратегия, обязательной частью которой является оптимизация внутренних процессов, не может быть реализована без соответствующих изменений в операционной деятельности и информационной сфере.

При этом на первый план выходит разработка эффективных решений и моделей управления бизнес – процессами в условиях рационального сокращения или поддержания существующих объемов розничного товарооборота. Для ликвидации угроз, возникающих из-за неблагоприятные внешние и внутренние факторы, руководство торговых компаний ежедневно принимает сложные решения с небольшим временным горизонтом для их подготовки. В таких условиях возникает потребность сформулировать требования к инструментарию поддержки ключевых управленческих решений. Которые бы упростили процесс концептуализации и последующей автоматизации бизнес – моделей розничных торговых компаний.

ruzoo.ru_00222

В последние годы проблемы управления процессами розничных торговых компаний исследовалась в работах. Вместе с тем, остается почти нераскрытым вопрос информационно – аналитической поддержки принятия управленческих решений в розничной торговле, исходя из современных условий и темпов развития этой отрасли.
Концепции розничной торговли сегодня меняются каждые несколько лет, что приводит к значительному разрыву между требованиями конкурентной среды и реальными возможностями менеджмента торговых компаний. Отдельные авторы пытаются предложить собственное видение ситуации на рынке и возможностей улучшить качество управления в рознице, но основное внимание все же уделяется среде принятия решений, а не его процесса и информационному обеспечению.

При написании этой статьи нами была поставлена ​​цель: сформулировать требования к инструментов поддержки управленческих решений в розничной торговле

Объектом анализа были выбраны сетевые розничные компании, поскольку управление сетью зоомагазинов намного сложнее и требует большего объема информации и более глубокого аналитического обоснования. Предметом исследования является механизм управления основными бизнес – процессами розничной торговой компании (категорийный менеджмент, логистика, закупки, продажи).

Лучшая мировая практика свидетельствует, что достижение высокой операционной эффективности в торговой сети с широкой географией, специфическими условиями работы в различных регионах и различными процессами, исторически сложившихся в каждой из филиалов, – задача далеко не простая. В этих условиях оптимальная модель управления торговой деятельностью может быть разработана только на уровне компании – интегратора торговой сети.

Читайте статью  Формирование систем электронной торговли и логистика в зообизнесе

ruzoo.ru_00223

Ключевыми факторами успеха при построении такой модели можно определить:

– Централизацию процессов, в которых возможна экономия благодаря масштабу;
– Стандартизацию процессов, выполняемых на уровне филиалов;
– Тиражирование образцов наилучшей практики отдельных торговых точек внутри зоосети.

Построение системы корпоративного управления бизнес – процессами всегда начинается со стратегического планирования, проектирования бизнес – структуры и определение ключевых показателей эффективности по каждому из подразделений. А завершается контролем результатов деятельности розничной сети в разрезе филиалов, отдельных зоомагазинов, зоотоварных групп и т.д.. Сложность и важность решения этой задачи и оперативность, с которой внешняя среда потребует реакции на изменения, определяет необходимость концентрации ресурсов и выбора инструментов, адекватных масштабам задачи. Соответственно, инструменты, предназначенные для решения задачи, должны в полной мере обеспечивать контроль бизнес – процессов на всех уровнях управления торговой сетью. Сохраняя при этом гибкость организации и способность реагировать на изменения во внешней среде. Также, подобные инструменты не могут опираться только на вербальные коммуникации и бумажный документооборот: для их реализации нужны современные информационные технологии, соответствующее программное обеспечение и кружеве решения.

Перечень бизнес – процессов розничной торговой компании, которые требуют основательной информационно – аналитической поддержки, является достаточно широким

Первой из выделенных нами функций, которая обязательно должна быть обеспечена для эффективной работы розничной зоосети, является функция управления категориями. Фактически, определение стратегии деятельности сети и бизнес – планирование является исходным пунктом для дальнейшего формулирования долго – и среднесрочных целей бизнеса и подбора ключевых показателей эффективности (KPI). Предназначенных для контроля соответствия развития компании разработанной стратегии. Эти инструменты должны быть объединены с финансовой составляющей и обеспечивать формирование различных отчетов в разрезе отдельных центров ответственности и сегментов. Развитые информационные системы обычно хорошо поддерживают эту функцию, так же как планирование товарооборота и ассортимента (подсистема Merchandise & Assortment Planning, MAP).

ruzoo.ru_00231

Управленческие решения по ассортименту и планирования продаж по каждому зоомагазину должны приниматься, исходя из углубленного анализа поведения и склонностей потребителя. а также расположение зоомагазина, его формата, сезонных колебаний объемов продаж и других факторов. Информационная поддержка должна четко освещать сценарии, при которых зоомагазин достигает оптимальных показателей рентабельности и использования ресурсов.

Безусловно, степень реализации любого сценария торговой деятельности во многом зависит от логистической цепи. Который включает производителей, группа, розничных операторов и конечных покупателей зоотовара. Решения по информационной поддержке управления бизнес – процессами должны фокусироваться на оптимизации операционих циклов и упрощении взаимодействия между деловыми партнерами в этой цепи.

Функционал информационно – аналитической системы, предназначенной для поддержки логистических и закупочных процессов, должен обеспечивать:

– Возможность выбора поставщиков на основе обычных и тендерных закупок. А также Интернет – аукционов, что позволяет сократить бюджет закупок и получить прозрачный механизм анализа предложений;
– Сквозное планирование логистических потоков, позволяет оптимизировать объемы страховых запасов во всех местах хранения. А также сократить расходы на поддержание складских мощностей и уменьшить транспортные расходы;
– Совместное с поставщиками планирование поставок и транспортировки, также сокращает объемы страховых запасов и уменьшает риски невыполнения поставок;
– Оперативный учет обязательств поставщиков по всем договорам, ведется в единой информационной среде;
– Оперативный учет движения зоотоваров вдоль всей логистической цепи на основе информации, поступающей из складских терминалов и распределительных центров в режиме он – лайн;
– Централизованный контроль кредиторской задолженности и платежей поставщикам. Это позволяет улучшить управление денежными потоками и обеспечить высокую лояльность поставщиков.

Читайте статью  Использование WI-FI в торговых предприятия зообизнеса

ruzoo.ru_00232

Перечисленные задачи должны решаться централизованно, на уровне сетевого оператора, поскольку именно так достигаются наилучшие показатели бизнес – процессов логистики и закупок. На местах, то есть в торговых зооточках, которые обеспечивают продажу товаров, также должен решаться ряд важных задач. Прежде всего, эти задачи связаны с интеграцией корпоративной информационной системы и электронно – кассовых терминалов (POS -терминалов). Интерфейс между ними может существовать как в автономном режиме, так и в режиме он – лайн. Но в любом случае он должен обеспечивать использование единой нормативно – справочной базы для всей торговой сети. Данные о товарах, договоры, контрагентов, зоомагазины и хозяйственные операции должны фиксироваться по единым правилам и формировать базу для централизованного планирования, анализа и контроля.

В зависимости от формата торговых точек, локализации (местоположения) и других параметров для каждого из них могут быть составлены ассортиментные матрицы, учитывающие специфику работы каждого зоомагазина

На практике доказано, что высокая точность планирования и оперативный контроль ассортимента по каждой торговой точке создают предпосылки для оптимального товарооборота всей розничной зоосети, позволяют снизить уровень запасов, избежать дефицита и сократить возможные потери торговой выручки. Ведение ассортиментных матриц по категории торговых зооточек значительно упрощает открытие новых зоомагазинов, позволяя использовать существующий опыт. Выработка правил ценообразования и утверждения наценок должно быть централизованным. Это позволяет реализовывать корпоративную стратегию зоосети и контролировать рентабельность бизнеса.

Информационная поддержка управления розничной сетью должна включать данные об эффективности продаж по отдельным ассортиментным группам, магазинами, регионами, направлениями деятельности и другими аналитическими разрезами. Тогда управленческие решения по распределению ресурсов, ассортиментной политики, системы мотивации труда и т.д. Базироваться на более качественном аналитическом фундаменте. Этот фундамент обязательно должен включать и маркетинговую информацию. Анализ социально – демографических показателей, сегментацию и формирование портрета потребителя. А также мониторинг изменений в склонностях потребителя, обоснование рекламных мероприятий, анализ приверженности брендам т.п..

ruzoo.ru_00233

Среди факторов, определяющих способность современного торгового предприятия повышать операционную эффективность и конкурентоспособность. Важное место занимает прозрачность и постоянное наличие “под рукой” оперативной информации и аналитики из разных бизнес – сценариев и моделей решений. Очевидно, что качественная информационно – аналитическая поддержка принятия управленческих решений в розничной зооторговле требует не менее качественной автоматизации. Сегодня есть много предложений на рынке программных продуктов для розницы – SAP for Retail, IBM Retail Store Solutions. С помощью которых можно реализовать изложены требования к информационно – аналитического обеспечения управленческих решений. Повышение рентабельности зоомагазинов и увеличение операционной эффективности в рознице может быть достигнуто только благодаря комплексной “интеллектуализации” бизнес – моделей. Внедрению мощных аналитических инструментов и гибкого механизма внутренней отчетности.

vote
Article Rating

Похожее ...

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x