Управленческая деятельность государства по международным инвестициям

Управленческая деятельность государства по международным инвестициям

Управленческая деятельность государства по международным инвестициям

Эффективное применение всех элементов организационно-экономического механизма в процессе регулирования международной инвестиционной деятельности позволит создать надлежащую макросреду для проведения гибкой инвестиционной политики, повышение уровня конкурентоспособности отечественных предприятий на международном рынке и обеспечения приоритетного развития стратегически важных отраслей.

Международную инвестиционную деятельность обусловленную развитием хозяйственных связей между странами мира, и зависит она как от объективных экономических законов, так и от политико-экономической цели деятельности государств в мировом политическом и экономическом пространстве. Эти факторы существенно сказываются на интенсивности и направлениях международной миграции капиталов.

Вместе с этим, международная инвестиционная деятельность в значительной степени зависит от государственной политики

Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить инвестиционные процессы. Экономика ни одной страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут вкладываться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления – снижается, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – так воздействовать на инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

573

Меры государственной политики в сфере иностранного инвестирования должны быть синхронизированными с масштабами и направлениями рыночной трансформации. Необходимо учитывать совокупность внешних и внутренних объективных и субъективных факторов, что возможно лишь при наличии действенной системы государственного регулирования, а также соответствующего фундаментального и научно методического обеспечения.

Объекты государственного регулирования иностранного инвестирования – это перечень вопросов (проблем), регулируемые аппаратом государства в процессе формирования и реализации политики в области иностранного инвестирования, это:

– Определение иностранного инвестора;

– Определение видов и форм иностранных инвестиций;

– Участие в собственности;

– Антимонопольные меры;

– Трансферт прибыли иностранного инвестора;

– Система инвестиционных льгот и ограничений;

– Проведение государственной экспертизы инвестиционных программ;

– Гарантий прав иностранного инвестора и т.д..

572

Государственное регулирование иностранного инвестирования должна основываться на следующих принципах:

– Взаимная ответственность иностранных инвесторов и государства;

– Соблюдение основных прав и свобод иностранных инвесторов;

Читайте статью  Классификация плановых затрат торгового предприятия в зообизнесе

– Юридическая ответственность иностранных инвесторов за нарушение законодательства или международных договоров;

– Поощрение иностранных инвесторов, которые направляют инвестиционные ресурсы в программы (проекты), определены государством как приоритетные;

– Совершенствование нормативно-правовой базы для иностранных инвестиций.

Регулирования иностранного инвестирования осуществляется уполномоченными государственными органами – представительными, исполнительными, юрисдикционными (включая судебные). Но ведущее место в этом процессе принадлежит, бесспорно, экономическом аппарата государства, на который возложена задача проведения государственной политики в области иностранного инвестирования.

Исследования иностранного инвестирования включает в себе содержание, механизм движения (взаимодействие факторов, его обусловливающих), и цель осуществления вложений иностранного происхождения. Однако, поскольку инвестирование из-за границы отражает процессы, происходящие в сфере производственных (или еще шире – общественных) отношений, становится необходимым рассмотрение этого вопроса не только как экономического, но и социального, исторического, а иногда и психологического феномена. Итак, при разработке программ (концепций) государственного регулирования иностранного инвестирования необходимо учитывать менталитет как страны базирования, так и страны-реципиента.

Содержание государственного регулирования иностранного инвестирования определяется характером функций, реализуемых в процессе этой деятельности. Функции государственного регулирования иностранного инвестирования делятся на общие и специальные.

Общие функции характерные для всей системы управления экономикой, и поэтому их существование не связано с конкретным субъектом управления. К этим функциям относятся:

– Информационная функция государственного регулирования иностранного инвестирования реализуется через информирование соответствующих органов и инвесторов;

– Руководящая функция регулирования иностранного инвестирования реализуется органами государственной власти и управления в процессе распорядительной деятельности в целях четкого и единообразного исполнения требований законодательства и задач экономической политики субъектами на различных уровнях;

– Функция прогнозирования и планирования в процессе государственного регулирования иностранного инвестирования реализуется, как правило, на национальном уровне и заключается в моделировании вероятных вариантов будущего состояния инвестиционного климата;

– Организационная и координационная функции государственного регулирования иностранного инвестирования реализуются органами государственной власти путем: организации деятельности иностранных инвесторов на основе национальных стандартов учета и отчетности; проведение семинаров, «круглых столов», конференций с участием иностранных инвесторов; координации взаимодействия иностранных инвесторов с государственными органами в процессе реализации конкретных программ и проектов;

– Контрольная функция государственного регулирования иностранного инвестирования заключается в контроле деятельности иностранных инвесторов со стороны государственных органов власти.

Читайте статью  Конкурентоспособность компаний на глобальных рынках

570

Специальные функции присущи только государственному регулированию иностранного инвестирования. Специальные функции можно разделить на две группы:

1) функции по привлечению иностранных инвестиций:

– Формирование политики по привлечению иностранных инвестиций;

– Участие в международном экономическом сотрудничестве, в работе международных экономических и финансовых организаций с целью привлечения иностранных инвестиций;

– Заключение международных соглашений по вопросам иностранного инвестирования;

– Определение приоритетных направлений инвестиционной политики;

– Осуществление учета информации относительно иностранных инвестиций;

– Создание благоприятных условий для деятельности иностранных инвесторов;

2) функции по использованию иностранных инвестиций:

– Организация экспертизы инвестиционных проектов и программ;

– Организация сбора, изучения и обобщения предложений по предоставлению и получению иностранных инвестиций;

– Ведение учета заявок иностранных инвесторов и отечественных субъектов хозяйствования на участие в инвестиционных проектах;

– Осуществление регистрации инвестиционных проектов и программ.

569

Вспомогательные (обслуживающие) функции в процессе осуществления управления иностранным инвестированием хотя и не влияют непосредственно на деятельность объекта управления, однако в определенной степени способствуют реализации общих и специальных функций. При осуществлении управления иностранным инвестированием возникают вопросы, связанные с административно-хозяйственным обслуживанием: оформлением и размножением необходимых документов,ведением делопроизводства, обеспечением хозяйственными средствами.

Регулирования иностранного инвестирования осуществляется на внутреннем (стран базирования и вложения капитала) и внешнем (двусторонних соглашений, региональном, мировом) уровнях.

Экономической теорией и практикой рыночных систем разработан ряд средств, стимулирующих или ограничивающих эндогенную и экзогенную инвестиционную деятельность. В зависимости от состояния экономики (стадии цикла, уровня инфляции, дефицитности госбюджета и платежного баланса, стратегических задач, потребностей национальной (экономической) безопасности и т.д.) применяются концепции регулирования, каждая из которых содержит целевые установки двух уровней: конечные (рост национального дохода, занятость, темпы инфляции и т.д.) и промежуточные (соотношение между спросом и предложением капитала, величина процентных ставок, динамика денежной массы и т.п.) цели.

Первые из них определяют влияние денежно-кредитной политики на сферу производства, а вторые представляют собой ориентиры для регулирования в денежно-кредитной и финансовой сферах. Аксиоматическим является существование диалектического взаимодействия между денежной и производственной сферами, учитывая которую изменения в производстве обусловливают изменения в денежной сфере, и наоборот.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о