Управленческая деятельность государства по международным инвестициям

Управленческая деятельность государства по международным инвестициям

Управленческая деятельность государства по международным инвестициям

Эффективное применение всех элементов организационно-экономического механизма в процессе регулирования международной инвестиционной деятельности позволит создать надлежащую макросреду для проведения гибкой инвестиционной политики, повышение уровня конкурентоспособности отечественных предприятий на международном рынке и обеспечения приоритетного развития стратегически важных отраслей.

Международную инвестиционную деятельность обусловленную развитием хозяйственных связей между странами мира, и зависит она как от объективных экономических законов, так и от политико-экономической цели деятельности государств в мировом политическом и экономическом пространстве. Эти факторы существенно сказываются на интенсивности и направлениях международной миграции капиталов.

Вместе с этим, международная инвестиционная деятельность в значительной степени зависит от государственной политики

Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить инвестиционные процессы. Экономика ни одной страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут вкладываться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления – снижается, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – так воздействовать на инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

573

Меры государственной политики в сфере иностранного инвестирования должны быть синхронизированными с масштабами и направлениями рыночной трансформации. Необходимо учитывать совокупность внешних и внутренних объективных и субъективных факторов, что возможно лишь при наличии действенной системы государственного регулирования, а также соответствующего фундаментального и научно методического обеспечения.

Объекты государственного регулирования иностранного инвестирования – это перечень вопросов (проблем), регулируемые аппаратом государства в процессе формирования и реализации политики в области иностранного инвестирования, это:

– Определение иностранного инвестора;

– Определение видов и форм иностранных инвестиций;

– Участие в собственности;

– Антимонопольные меры;

– Трансферт прибыли иностранного инвестора;

– Система инвестиционных льгот и ограничений;

– Проведение государственной экспертизы инвестиционных программ;

– Гарантий прав иностранного инвестора и т.д..

572

Государственное регулирование иностранного инвестирования должна основываться на следующих принципах:

– Взаимная ответственность иностранных инвесторов и государства;

– Соблюдение основных прав и свобод иностранных инвесторов;

Читайте статью  Экономическая безопасность предприятия зообизнеса

– Юридическая ответственность иностранных инвесторов за нарушение законодательства или международных договоров;

– Поощрение иностранных инвесторов, которые направляют инвестиционные ресурсы в программы (проекты), определены государством как приоритетные;

– Совершенствование нормативно-правовой базы для иностранных инвестиций.

Регулирования иностранного инвестирования осуществляется уполномоченными государственными органами – представительными, исполнительными, юрисдикционными (включая судебные). Но ведущее место в этом процессе принадлежит, бесспорно, экономическом аппарата государства, на который возложена задача проведения государственной политики в области иностранного инвестирования.

Исследования иностранного инвестирования включает в себе содержание, механизм движения (взаимодействие факторов, его обусловливающих), и цель осуществления вложений иностранного происхождения. Однако, поскольку инвестирование из-за границы отражает процессы, происходящие в сфере производственных (или еще шире – общественных) отношений, становится необходимым рассмотрение этого вопроса не только как экономического, но и социального, исторического, а иногда и психологического феномена. Итак, при разработке программ (концепций) государственного регулирования иностранного инвестирования необходимо учитывать менталитет как страны базирования, так и страны-реципиента.

Содержание государственного регулирования иностранного инвестирования определяется характером функций, реализуемых в процессе этой деятельности. Функции государственного регулирования иностранного инвестирования делятся на общие и специальные.

Общие функции характерные для всей системы управления экономикой, и поэтому их существование не связано с конкретным субъектом управления. К этим функциям относятся:

– Информационная функция государственного регулирования иностранного инвестирования реализуется через информирование соответствующих органов и инвесторов;

– Руководящая функция регулирования иностранного инвестирования реализуется органами государственной власти и управления в процессе распорядительной деятельности в целях четкого и единообразного исполнения требований законодательства и задач экономической политики субъектами на различных уровнях;

– Функция прогнозирования и планирования в процессе государственного регулирования иностранного инвестирования реализуется, как правило, на национальном уровне и заключается в моделировании вероятных вариантов будущего состояния инвестиционного климата;

– Организационная и координационная функции государственного регулирования иностранного инвестирования реализуются органами государственной власти путем: организации деятельности иностранных инвесторов на основе национальных стандартов учета и отчетности; проведение семинаров, «круглых столов», конференций с участием иностранных инвесторов; координации взаимодействия иностранных инвесторов с государственными органами в процессе реализации конкретных программ и проектов;

– Контрольная функция государственного регулирования иностранного инвестирования заключается в контроле деятельности иностранных инвесторов со стороны государственных органов власти.

Читайте статью  Антикризисное управление предприятием и основы меры его обеспечения

570

Специальные функции присущи только государственному регулированию иностранного инвестирования. Специальные функции можно разделить на две группы:

1) функции по привлечению иностранных инвестиций:

– Формирование политики по привлечению иностранных инвестиций;

– Участие в международном экономическом сотрудничестве, в работе международных экономических и финансовых организаций с целью привлечения иностранных инвестиций;

– Заключение международных соглашений по вопросам иностранного инвестирования;

– Определение приоритетных направлений инвестиционной политики;

– Осуществление учета информации относительно иностранных инвестиций;

– Создание благоприятных условий для деятельности иностранных инвесторов;

2) функции по использованию иностранных инвестиций:

– Организация экспертизы инвестиционных проектов и программ;

– Организация сбора, изучения и обобщения предложений по предоставлению и получению иностранных инвестиций;

– Ведение учета заявок иностранных инвесторов и отечественных субъектов хозяйствования на участие в инвестиционных проектах;

– Осуществление регистрации инвестиционных проектов и программ.

569

Вспомогательные (обслуживающие) функции в процессе осуществления управления иностранным инвестированием хотя и не влияют непосредственно на деятельность объекта управления, однако в определенной степени способствуют реализации общих и специальных функций. При осуществлении управления иностранным инвестированием возникают вопросы, связанные с административно-хозяйственным обслуживанием: оформлением и размножением необходимых документов,ведением делопроизводства, обеспечением хозяйственными средствами.

Регулирования иностранного инвестирования осуществляется на внутреннем (стран базирования и вложения капитала) и внешнем (двусторонних соглашений, региональном, мировом) уровнях.

Экономической теорией и практикой рыночных систем разработан ряд средств, стимулирующих или ограничивающих эндогенную и экзогенную инвестиционную деятельность. В зависимости от состояния экономики (стадии цикла, уровня инфляции, дефицитности госбюджета и платежного баланса, стратегических задач, потребностей национальной (экономической) безопасности и т.д.) применяются концепции регулирования, каждая из которых содержит целевые установки двух уровней: конечные (рост национального дохода, занятость, темпы инфляции и т.д.) и промежуточные (соотношение между спросом и предложением капитала, величина процентных ставок, динамика денежной массы и т.п.) цели.

Первые из них определяют влияние денежно-кредитной политики на сферу производства, а вторые представляют собой ориентиры для регулирования в денежно-кредитной и финансовой сферах. Аксиоматическим является существование диалектического взаимодействия между денежной и производственной сферами, учитывая которую изменения в производстве обусловливают изменения в денежной сфере, и наоборот.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о